Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 8]

Например, в Индии есть много людей, которые согласны с тем, что Бхагаван - самбандха, что нужно связываться с Бхагаваном. Они согласны и с тем, что бхакти - это абхидхея. Они идут в храм, они молятся Бхагавану, они приносят Ему разные подношения. Но с прайоджа-ной у них не всё в порядке. Делают они всё это ради того, чтобы - я не знаю - в Америку переселиться, может быть. Бхагаван - самбандха, бхакти - абхидхея, переселение в Америку, green cart - это прайоджана. Любое отклонение, так или иначе, приведёт к тому, что человек не достигнет цели. Нужно очень хорошо и чётко знать, всё время проверять это, и Кришна дал для этого Веды или ведические писания. В «Чайтанья-чаритамрите» есть замечательный стих: майа мукта дживера нахе сватах Кришна гьян дживера крипае кайла Кришна веда пуран. Чайтанья Махапрабху говорит: майа мукта, это означает -запутанный майей. Дживера нахе сватах кришна-гьян - знание о Кришне является сватах - естественным, знание о Кришне уже живёт, находится в сердце каждого человека. Но - майа мукта дживера нахе - так как джива запутана в майе, это знание не проявляется в ней. Для всех людей, не только для нас, которые собрались в этой комнате, Кришна является Бхагаваном. Но так как люди запутались в майе, они не знают об этом. Дживера крипае кайла кришна веда пуран - чтобы проявить милость к дживам, чтобы проявить милость к этим людям, запутавшимся в майе, - Кришна веда пуран - Он Сам приходит и даёт Веды и Пураны, даёт Священные писания.

Всё это изложено в Священных писаниях, и мы с вами будем говорить о том, как это знание, содержащееся в Священных писаниях, суть которого мы изложили, реализуется, каким образом это знание раскрывается, каким образом это знание превращается в реальность. Из просто звука, из чего-то не совсем ощутимого, каким образом оно становится реальностью человеческой жизни. И для этого нужна сампрадая. Для этого приспособлена сампрадая. Кто может дать определение

сампрадаи? Кто знает, что значит слово сампрадая в переводе с санскрита? -Последовательность. - Это близко, но не совсем, потому что есть более точное слово для последовательности. Последовательность - это парампара. Парам-пара -это значит друг другу, другу другу, то есть буквально если переводить, парампара

-  это значит друг другу, это последовательность. Сампрадая - это нечто более значительное. Сам - это приставка, она обычно означает санйак, что значит полный, или совершенный, или упорядоченный. Прада значит отдавать. Сампрадая значит регламентируемый, упорядоченный процесс передачи знания. Сам - значит авторитетный. Упорядоченный, регламентированный, регулируемый процесс, это наука о передаче знания. Каким образом это знание передаётся и каким образом это знание получается? В санскрите тем же самым словом сампрада называют выдачу дочери замуж, когда отец приходит к жениху и говорит, чтобы он забирал его дочь. Вот этот процесс упорядоченной передачи жениху дочери с приданым, со всем остальным, называется сампрада. И точно так же происходит передача духовного знания. Когда мы, следуя определённому регламентированному процессу, получаем в результате эту видья вадху, невесту духовного знания.

Я помню, объяснял этот стих из «Шикшаштаки» - видья вадху дживанам - что сан-киртана венчает душу с сознанием. Вадху означает жена. Видья значит знание. Санкир-тана как бы обручает душу с сознанием, делает знание женой. Потом ко мне подошла

одна матаджи и сказала, что ей очень понравилось это определение. Этот процесс пробудил какие-то тёплые ассоциации. Но в сущности, именно об этом идёт речь в сам-прадае. Сампрадая обручает душу с сознанием. Сампрадая передаёт душе полностью это знание. Это система, которая обеспечивает то, что мы полностью получаем знание. Это не то, что мы просто поверхностно, на уровне ума воспринимаем какие-то истины, а то, что, в конце концов, мы можем обрести знание в его изначальной полноте. В этом, собственно, смысл науки. Сампрадая - школа, и, как любая наука, она нуждается в очень большой точности. Любая наука требует точности. Те, кто изучали химию, или любую другую науку, знают, что для того, чтобы поставить эксперимент, нужно очень точно воспроизвести условия. И точно так же мы с вами будем изучать вот эту науку - то, какие условия нужно воспроизвести, чтобы этот процесс совершился. Если, например, поставить химическую реакцию, но при этом не соблюсти условия - температуру повысить или понизить, или вместо одного вещества другое положить, результата не получится. Или, может быть, получится, но совсем не то. Колба взорвется, и азотная кислота в лицо брызнет или еще что-нибудь случится. Точно также в процессе передачи духовного знания: этот процесс может быть успешным, если все условия соблюдены точно, и этот процесс может потерпеть поражение. И мы будем говорить именно об этом, о том, какие условия должны быть соблюдены, чтобы в результате этот процесс достиг успеха, и каким образом происходят различные отклонения. И, наконец, мы два слова скажем вот о чём. Сампрадаи очень ценятся и уважаются в индийской религиозной традиции. Это сейчас, в последнее время, появилось очень много людей, которые не причисляют себя ни к какой сампрадае. Ошо Раджниш или Сатья Сай-Баба не принадлежат ни к каким сампрадаим.

Далее: