Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 9]

Но Шанкарачария в своём комментарии на «Бхагавад-гиту» пишет, что человека, не принадлежащего к сампрадае, человека, который отказался от сампрадаи, нужно игнорировать, как мы игнорируем полного дурака. Точно так же, как мы не обращаем внимания на слова какого-то глупца, точно так же про человека, который говорит: «Я говорю сам от себя, я не принадлежу ни к какой сампрадае», Шанкарачария говорит: «Не слушайте такого человека, не тратьте даром своего времени».

Это очень важная вещь - принадлежность к сампрадае. И что это значит - быть полноправным членом сампрадаи? Что значит действительно получить знание по сампрадае? И ещё давайте под конец определим критерии или признаки истинной сампрадаи. Мадана-Мохан говорил об этом, и те, кто были на его семинаре, быстро воспроизведут это. Каковы критерии истинности сампрадаи? Что значит, что сампрадаи истинная? Кто может иметь право говорить, что принадлежит к истинной сампрадае? Каким критериям она должна отвечать? - Начинается с Бога. - Хорошо. Начинается от Кришны, от Вишну. - Приводит к Богу. - Тоже очень хорошо. Ещё что?

-  Она предсказана в Священных писаниях.- Да. Она предсказана в шастрах, в авторитетных Священных писаниях. Все сампрадаи, как мы увидим, предсказаны в Священных писаниях, и основаны на Священных писаниях, что очень важно, потому что есть сампрадаи, которые основаны на Священных писаниях, но при этом не приводят к Богу. Есть сампрадаи, которые даже предсказаны в Священных писаниях, но при этом не основываются на писаниях и так далее. И, наконец, ещё один

главный, очень важный критерий истинности сампрадаи. Она начинается с Бога, она приводит к Богу, она основывается на Священных писаниях, она предсказана в Священных писаниях. И ещё что? Самое важное, что она должна говорить о чистом преданном служении. Это очень важный момент, и мы тоже будем определять, что такое чистое преданное служение, в каком случае чистое преданное служение остается чистым и в каком случае чистое преданное служение остается грязным преданным служением; и что нужно, чтобы наше чистое преданное

служение не превращалось в грязное преданное служение. Это, собственно, всё, что я хотел сказать сегодня: сделать несколько предварительных замечаний, дать определение сампрадаи, дать определение самбандха-гьяны, абхидхеи и прайоджаны и дать критерий истинности сампрадаи. Завтра мы будем говорить о начале нашей сампрадаи, об истории нашей сампрадаи и об отклонениях в нашей сампрадае. Вопрос: Что значит обрести чистую веру в сампрадаю?

Ответ: Чистая вера в сампрадаю - это вера в то, что сампрадая может меня спасти, что путь, по которому я иду, может меня спасти. Чистая вера в сампрадаю значит, что путь, который указан в нашей сампрадае, - это путь к спасению, и если я буду следовать этим путём, то обрету спасение. Мне не нужно бежать куда-то ещё, мне не нужно бежать к последователям Лалита Прасада, на Радха-кунду, мне не нужно ещё куда-то метаться, искать чего-то ещё. Этот путь, который я нашёл, этот путь, которым я иду, -этот путь может привести меня к спасению, и вот в этом заключается чистая вера в сампрадаю. Баладева Видьябхушана Прабху в «Прамейа ратнавали» говорит очень интересную вещь. В одной из начальных шлок «Прамейа ратнавали» он говорит, что медитация на гуру-парампару даёт человеку силы продолжать преданное служение, и эти силы делают его чистым и, в конце концов, спасают. Он говорит, что если мы размышляем о гуру-парампаре, о том, каким образом это знание передавалось и передаётся сейчас, то это само по себе делает человека чистым, очищает и даёт ему возможность, в конце концов, освободиться. Мы именно об этом будем говорить, и весь этот семинар предназначен для того, чтобы мы подумали о гуру-парампаре, помедитировали, поразмышляли о том, что происходит с нами здесь, и для того, чтобы наша вера, в конце концов, укрепилась. Я иду этим путём, я повторяю 16 кругов, я следую четырём регулирующим принципам и, может быть, я ничего не понимаю, но у меня есть вера в то, что, если я буду делать это, если я буду общаться с преданными, если я не буду совершать оскорблений, то, в конце концов, я спасусь; в конце концов, я увижу Кришну; в конце концов, я вернусь к Нему.

Вопрос: Касается ли утверждение Нарахари Саракара Тхакура, что все преданные в Кали-югу сомневаются, касается ли это Бхактиведанты Свами Прабхупады, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и Бхактивиноды Тхакура?

Ответ: Было бы очень самонадеянно с моей стороны говорить, что касается. Нужно у них спросить, касается оно их или нет. Смысл этого утверждения заключается только в том, что мы живём в Кали-югу, мы живём в век, когда осквернение очень сильно. Сами мы можем не понимать, насколько осквернение сильно, потому что мы живём в этой грязи. Если жить все время в Москве, то невозможно понять, насколько это грязный город. Чтобы понять, до какой степени он грязен, нужно из него выехать, а затем въехать. И тогда можно почувствовать. Если в нём самом жить, то невозможно почувствовать до конца, как эта грязь оседает, оскверняет нас. Мы не знаем, что такое свежий воздух, что такое чистая вода.

Далее: