Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Кто такой Ганеша?

Философское понимание Ганеши. [2]

   У Ганеши голова слона, и он имеет некоторые положительные качества этого животного. Как могучий слон, ГанеШа с легкостью осуществляет любое начинание, и никакая тёмная сила не может воспрепятствовать ему. Поэтому традиционные последователи Вед перед началом любого важного дела всегда обращаются с молитвами к Ганеше, чтобы он помог преодолеть возможные препятствия.

   В одной из рук Ганеша держит собственный бивень. Однажды он вырвал свой бивень, чтобы использовать его в качестве оружия против оскорбившего его бога Луны, Чандры. Это указывает на чрезвычайную целеустремлённость Ганеьйи. Из этого случая видно, что он готов пойти на любую аскезу и самопожертвование ради достижения правой цели.

   Орудия в двух других руках Ганеши тоже имеют особое значение. Верёвка и стрекало испокон веков используются для управления слонами. Погонщик связывает ноги слона верёвкой и, ударяя его острым стрекалом, подчиняет животное своей воле. Оба эти орудия Ганент держит в своих руках, и это указывает на то, что он обладает полным контролем над своими пятью чувствами. Очень нелегко обуздать собственную природу, только великие души способны на это.

   Ладонью своей руки ГанеШа благословляет поклоняющихся ему. Он наделён особым могуществом для устранения препятствий в этом мире, поэтому последователи Вед обращаются к нему за помощью.

   Ваишнавы, однако, имеют более глубокое понимание этого предмета. Суть этого понимания заключается в том, что любое могущество исходит от Верховного Господа. Поэтому ГанеШа обладает великим могуществом благодаря тому, что внутри него присутствует Всевышний Господь Вишва.

Особые функции Ганеши в творении

    Шри Ганегйа - это акаша-абхимани-девата - божество, управляющее элементом бхута-йкаша (вторичным эфиром, состоящим из смеси пяти первоэлементов). Этот эфир является продуктом тамаса-аханкары - ложного эго в гуне невежества. Чтобы глубже понять, чем является вторичный эфир, следует разобраться в процессе творения мироздания.

    В самом начале Верховный Господь Вишну создает основу для творения - первичные материальные элементы (землю, воду, огонь, воздух, эфир) в несмешанном виде, - а также другие компоненты творения (ум, пять тонких чувств и концепции их объектов).

   Затем рождается Господь Шива и становится божеством аханкары - ложного эго или отождествления с материей. Из трёх модусов природы - благости, страсти и невежества - под руководством Шивы зарождаются три проявления аханкары.

   Из эгоизма в благости появляется ум и полубоги, управляющие чувствами человека. Из эгоизма в страсти появляются пять чувств - слух, осязание, зрение, вкус и обоняние. Из эгоизма в невежестве появляются вторичные материальные элементы, состоящие из смешанных пяти первичных элементов творения.

   Так из тамаса-ахайкары первым появляется вторичный эфир, из эфира воздух, из воздуха огонь, из огня вода, из воды земля. Вторичный эфир называется бхута-акаша. Этим эфиром и повелевает Ганеша.

   Господь iiiima является управляющим божеством ложного эго, а его старшин сын, Ганеша, управляет произведенным из модуса невежества эфиром, бхута - а каш ей.

   В процессе творения более грубые элементы один за другим образуются из более тонких. Среди пяти элементов, воспринимаемых нашими чувствами (земля, вода, огонь, воздух, эфир), эфир бхута-акаша является самым гонким элементом, связанным со слухом.

   В Ведах объясняется, что основным средством передачи знания является звук. Звуковая вибрация распространяется именно через эфир и воспринимается нами посредством слуха. Поэтому управляющий эфиром Ганеша также является видйа-абхимани-деватой - божеством, способствующим приобретению знаний. Видйа буквально означает «наука» или «искусство». Есть два основных типа видйи - науки материальные и духовные. Главной среди всех наук признана адхатма-видйа - наука о душе. Она помогает человеку освободиться из материального рабства. Эта наука может быть постигнута но милости Ганеши.