Вы здесь:  

Главная страница

Кто такой Ганеша?

Философское понимание Ганеши. [3]
Купить Книга Ганеши

Как Ганеша практически помогает в процесс обучения? Общепризнанно, что самым совершенным средством передачи знания является речь. Речь состоит из слов, представляющих собой комбинации гласных и согласных звуков. Согласно грамматике санскрита, речь принимает живую форму именно благодаря гласным звукам, сварам. Даже в русском языке нет ни одного полноценного слова, не имеющего в составе гласных букв. Как правило, согласная буква соединятся с гласной, например «ка», «па», «ма» и т.д.

   Веды говорят, что все гласные звуки, свары, при произнесении исходят из нервного центра, находящегося в районе пупка. Этот центр называется свадхиштхаиа-чакра. Он изображается в виде лотоса с шестью лепестками. Шрй Ганеша присутствует в теле каждого человека на этой пупочной чакре. Он постоянно медитирует на Господа Винту, а Вишва всегда пребывает внутри Гаиенш в форме Верховной Души. Именно Господь Вшива является источником основополагающих гласных звуков Вед.

   Изучение Вед всегда начинается с изучения свар - гласных звуков. Прежде чем приступить к их изучению, рекомендуется медитировать на Г анешу, потому что через его посредничество можно получить милость Г оспода Вшивы. Благодаря милости Г оспода Вшивы человеку открывается глубокий смысл Вед.

Молитвы для обращения к Ганеше

   В пурйнических текстах для обращения к Гапеше предписана следующая молитва:

вакра-тунда маха-кайа ко mu-сур йа - сама -пра бх а пир-вигхпам куру мс дева сарва-карйешу сарвада

   О      сияющий, как миллионы солнц, господь Ганеша! У тебя огромное тело и изогнутый хобот слона. Пожалуйста, всегда устраняй препятствия во всех моих праведных делах!

   Многие ваишнавы, строго следуя принципу чистой преданности Верховному Господу, используют другую молитву, которая адресована непосредственно Господу Вшйве в сердце Ганеши. Вот эта молитва:

шукламбара-дхарам вишпум шаши-нарпам чатур-бхуджам прасашш-вадаиам дхйайет cap на-вигх попа-шаптийе

   Для устранения всех препятствий следует медитировать на Господа Вишну, сияющего, подобно полной Луне (Шаши). У Него умиротворённое милостивое лицо и четыре руки. Он одет в блестящие белые одежды.

Иерархия божественности (девата-таратамйа)

   В каждой духовной традиции существует концепция Всевышнего Господа Бога. В ведических писаниях Его называют Вишну (Верховный Творец вселенной - вшивы). В дохристианских русских Ведах, Его называли именем Вышень (от слова «высь»), которое очень близко к изначальному санскритскому слову Вишну.

   Помимо Верховного Бога, существует определённая божественная иерархия нижестоящих божеств, которые служат Господу, выполняя различные ответственные функции в мироздании. Так, например, есть божества, управляющие различными энергиями (речь, ум, удача) и стихиями (ветер, огонь, вода, земля и т.д.). Знание божественной иерархии является важным аспектом духовного знания. Оно помогает более ясно оценить собственное положение в этом мире. Говорится, что наше положение может быть определено как место между вышестоящими (старшими духовно либо социально) и нижестоящими. Как в ведической, так и во всех других традиционных культурах подчёркивается принцип почитания старших. Однако, если старших много, нужно знать различия между ними, чтобы достойно выражать почтение каждому из них в соответствии с занимаемым положением. Это этикет. Соответственно, тот же принцип распространяется и на поклонение Богу, поскольку Бог всегда окружен Своими слугами и помощниками. Веды предписывают первое поклонение посвящать Шрй Ганеше. Однако он находится на восемнадцатой ступени в иерархии божеств.