Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Кто такой Ганеша?

Упанишад ог лягушки. [2]

Он наслаждается объектами, видимыми во снах, и позволяет всем душам видеть сновидения.

   ПРИМЕЧАНИЕ: Сон со сновидениями, управляемый Господом Таиджасой, характеризуется смутным восприятием видений, появляющихся в дремлющем уме вследствие преобладающего влияния на разум гуны страсти. Образы, появляющиеся в уме во время такого сна, отличны от объектов, воспринимаемых нами в пробуждённом состоянии.

   Господь Праджна. Третья экспансия Верховной Души именуется Праджной. Она пребывает на венчике лотоса сердечной чакры. Это место, где душа погружается в глубокий сон (еушупти). Во время такого сна душа ничего не видит, ни о чём не печалится и ничего не желает.

    Господь Праджна представляет собой чистое блаженство. Он позволяет душам, пребывающим в глубоком сне, ощутить изначальное и вечное блаженство духовного бытия. Так Праджна даёт возможность обусловленным душам ненадолго подняться над временем и покрывающим их невежеством.

   Его форма - олицетворенное знание. Во время глубокого сна экспансии Ваигйванара и Таиджаса соединяются с Ним воедино.

   ПРИМЕЧАНИЕ: Глубокий сон без сновидений, управляемый Господом Праджной, характеризуется отсутствием материального восприятия, так как материальный разум полностью престает функционировать вследствие доминирующего влияния на него гуны невежества. Во время глубокого сна душа отдыхает от стрессового опыта материального бытия. Она вступает в бессознательный контакт с Богом, пребывающим в сердце каждого в форме Параматмы (Верховной Души). Обусловленная душа, находясь в глубоком сне, не способна воспринять чисто духовную форму Бога. Этого не происходит из-за того, что она ещё не освободилась от покрывающего её невежества (авидйи), которое является первоначальной причиной материального бытия.

Стихи, описывающие три экспансии Всевышнего

Следующие стихи были явлены на заре творения Господу Брахме:

   Всемогущий Господь Вишва отвечает за внешнее сознание. Таиджаса повелевает сновидениями, видимыми внутри. Праджна позволяет душе ощутить свою нематериальную природу в глубоком сне. Так единый Господь принимает три формы в этом творении.

   Экспансия Вишва пребывает в правом глазу каждого. Г осподь Таиджаса присутствует в уме. Господь Праджна находится в глубине сердца. Так Верховный Г осподь проявляется в трёх местах в теле каждого.

вишво хи стхула-бхун питйам таиджасах пра-вивикта-бхук ананда-бхук татха праджнах тридха бхогам нибодхата

   Господь Вишва наслаждается объекгами внешнего мира. Находящийся в уме Господь Таиджаса наслаждается образами из сноведений, которые подобны внешним объектам. Г осподь Праджна наслаждается вдетым блаженством в сердце. Так Господь в этих трёх формах наслаждается по-разному.

   Следует знать, что внешними объектами наслаждается Г осподь ВиШва, сновидениями наслаждается Таиджаса, а блаженством в глубоком сне удовлетворяется Праджна. Когда Господь в этих трёх формах удовлетворён, человек тоже получает удовлетворение (трипти).