Вы здесь:  

Главная страница

Шиварама Свами

[стр. 15]

Точно так же, как солнце восходит и садится, точно так же эта любовь как будто бы усиливается и ослабевает под влиянием различных внешних факторов.

Вчера мы говорили о слове удипан. Рупа Госвами говорит удипан пара прокта. Удипан -это то, что заставляет солнце любви гопи к Кришне восходить. И самое эффективное средство заставить эту каму, любовь взойти в их сердце - это флейта. Нужно пояснить, какова природа этой камы, потому что не следует неправильно думать, что это что-то материальное. Обычно мы употребляем слово према, обозначающее любовь к Богу. Но это очень общий термин. Это как, допустим, мы говорим, что люди любят друг друга. Но дружба, например, это одно из проявлений такой любви, любовь мужа и жены - это другое проявление, а, скажем любовь родителей и детей - это тоже уже совсем другое проявление.

Любовь бриджабаси называется враджа-према. Это самая чистая форма любви, которую испытывают преданные. Здесь слово чистая не означает, что другие проявления любви нечистые, потому что по определению любовь не может быть нечистой. Но когда мы говорим о чистой, мы подразумеваем то, что существуют две категории любви, два типа любви. Любовь, которая основывается на величии Кришны, на Его айшварье, которая ставит того, кто любит и возлюбленного, Кришну, на разные уровни. И есть также другой тип любви, который основан не на величии Кришны, а на удивительных личных качествах Кришны. И когда живое существо испытывает такую любовь, оно может чувствовать, что находится на одном уровне с Кришной или даже выше, чем Кришна. И Кришна говорит, что если кто-то поклоняется Ему в настроении айшварьи или с почтением и благоговением, по Своей природе, так как Кришна всегда откликается на любовь Своих преданных, Он не может подчиниться этой любви. Он становится вынужден просто все время сохранять Свое положение как Верховной Личности Бога. Но если кто поклоняется Кришне как своему сыну, или другу или возлюбленному, то Кришна подчиняется такому человеку. Как, например, друзья Кришны, пастушки Шридама и Судама, Субал, они борются с Кришной. Они взбираются Ему на плечи. Вы видели, конечно, изображение Кришны на плечах Гаруды. Если бы Гаруда увидел Субалу на плечах у Кришны, он бы просто упал в обморок. Он бы подумал: Как это возможно - поставить стопы на плечи Кришне? Но Субал просто насильно забирается на плечи Кришне. Потому что он думает, что он друг Кришны.

Опять-таки, это не такое отношение к Кришне, которому можно подражать. Настроение Гаудия-вайшнавов таково, что мы поклоняемся Кришне с любовью и преданностью как Верховной Личности Бога. Иначе говоря, мы поклоняемся Ему с почтением и благоговением. Но когда мы поклоняемся Господу таким образом в Его облике Шри Чайтаньи Махапрабху, когда мы развиваем такое настроение чистой привязанности к

Кришне с почтением и благоговением, тогда по милости Шри Чайтаньи Махапрабху и Святого Имени проявляется спонтанная привязанность к Кришне, которая описана здесь как враджа-према.

В этом особая отличительная черта любви к Кришне во Вриндаване. Она отличается от всего, что испытывают живые существа в Двараке, Матхуре или же на Вайкунтхе. Обитатели Вриндавана поклоняются Кришне за то, кто Он, а не за то, что Он. Иначе говоря, во Вриндаване все любят Кришну не за то, что Он Верховная личность Бога. Это что есть Кришна. Но кто Кришна? Кришна - это самый прекрасный, Он самая добрая личность, Он исполнен любви и очарования, Он проводит удивительные игры. Они любят Его за Его личные качества. Но во всех других местах любовь к Кришне основывается на том, что Он - Верховный Господь.

Во Вриндаване его обитатели, как правило, не подозревают о верховном положении Кришны. И према, или любовь разных обитателей Вриндавана отличается. Родительская према матушки Йашоды называется ватсалья-према. А према пастушков называется сакхья-према. И, как мы говорили, мадхурья-према гопи называется камой. Поэтому их называют преданными каматмика. Есть также два типа таких преданных.

Далее: