Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[18 стр.] САРГА ПЯТАЯ.

САРГА ПЯТАЯ.

Краткое содержание главы:

Видя выдающиеся качества Пурна-прагьи, учитель назначает его своим преемником на посту настоятеля монастыря. Пурна-прагья являет удивительную способность побеждать любых оппонентов в философских дебатах, отстаивая истинные принципы учения Веданты. Он становится интеллектуальным лидером монастыря, опровергает философию буддистов и прочие философские школы. Вместе с гуру Пурна-прагья отправляется в паломничество на Юг Индии. Там он успешно разоблачает философию адвайты и представляет Веданту в истинном свете вайшнавизма. Пурна-прагья принимает решение составить новый комментарий на Веданту, чтобы утвердить принципы учения о преданности Верховному Господу. Он посещает храм Вишну-мангала, Тирувананта-пур, Рамешварам, Шри Рангам, а затем возвращается в Удупи.

1. Через какое-то время, махараджа Ачьюта-прагья решил возвести своего божественного ученика в царственный статус наследного принца философского царства Веданты Подобно тому, как мудрый царь способен умело защищать и расширять границы своего государства, ни у кого не вызывало сомнений то, что Пурна-прагья в высшей степени способен защищать и распространять философские идеи, заложенные Господом Вьясадевой в "Веданта-сутре" По этому поводу над Пурна-прагьей был совершен обряд ритуального омовения - абхишека 2. На церемонии Ачьюта-прагья дал Пурна-прагье имя, которое весьма соответствовало его наклонностям Он назвал его Ананда-Тирт-хой (что в переводе означает "обитель духовного счастья"), ибо ум Пурна-прагьи постоянно был сосредоточен на Верховном Господе, олицетворении высшего блаженства - ананды. Это имя указывало и на то, что писания, которые в будущем составит Пурна-прагья, станут источником духовного счастья для людей этого мира.

3 Однажды в Удупи прибыл в сопровождении множества учеников один санньяси, друживший с Ачьюта-прагьей Ученики его были весьма надменны и очень гордились своими познаниями в области ведической логики Они захотели победить в дебатах Ананда-Тиртху, преданного Господа Кришны.

4. Началась беседа, и оппоненты задали Ананда-Тиртхе каверзный вопрос: "Различия между обычной душой дживой и Богом существуют I олько с относительной точки зрения, продиктованной несовершен-с) вом чувственного восприятия. Сможешь ли ты это опровергнуть?" .

В ответ Ананда-Тиртха для сравнения привел такой пример: как между царем и его слугой существует реальная разница в положении, подтверждаемая практическим восприятием, так и между зависимой 1ушой и повелевающим Богом существует неоспоримая и очевидная разница. Этим выводом Ананда-Тиртха полностью сокрушил все доводы своих оппонентов. В искусстве ведения дебатов он походил н$ царя птиц Гаруду с легкостью побеждающего змей.

5 Тогда спорщики задали следующий вопрос- "Мир не реален, он 1 олько кажется истинным, подобно тому, как перламутр на внутренней стороне раковины, лишь кажется настоящим серебром. Сможешь ли ш это опровергнуть?".

Ананда-Тиртха ответил, использовав собственный пример (силлогизм)' "Хотя этот мир временен, но он вполне реален, так же, как форма глиняного горшка реально существует, ибо его можно использовать в действии, приносящем практическую пользу".

6. Оппоненты попытались оспаривать аргумент Ананда-Тиртхи. ()ни сказали, что сравнение мира с горшком ничем не лучше, чем сравнение его с видимостью серебра на поверхности раковины. Они на-ааивали на своем утверждении, согласно которому, весь мир должен быть признан таким же иллюзорным, как видимость серебра на рако-нине, возникающая лишь из-за ошибки в восприятии (обмана зрения). Ананда-Тиртха ответил- "Горшок можно использовать для полезной работы, таким образом, его подлинность очевидна Возможность практического использования предмета является основным критерием подлинности его существования Поэтому сравнение мира с глиняным 1 оршком более достоверно. Живя в мире, человек может добиваться реальных результатов - как материальных, так и духовных. Тогда как "серебро" на раковине ничего общего с практической жизнью человека ис имеет. В этом сравнении изначально заложен дефект, ведущий к неверному умозаключению".

7. Далее Ананда-Тиртха заключил, что чистая логика (анумана прамана) не может считаться достаточной для постижения истины, ибо логические умозаключения могут оказаться как правильными, так и неправильными. Поэтому логические выводы всегда должны быть подкреплены свидетельствами из богооткровенных писаний (шабда праманой), а также практическим опытом (пратъякша праманой).

Так Ананда-Тиртха с легкостью победил в дебатах всех известных в то время ведических философов За это в ученых кругах ему присвоили особый почетный титул - Анумана-Тиртха (магистр ведической логики).

8. Последователи философии буддизма отвергают авторитет божественных Вед. Вадисимха вместе с его учителем Буддхи-сагарой были самыми выдающимися ораторами в философской школе буддистов. Они путешествовали по всей Индии и искусно побеждали разных философов в дебатах. Однажды они прибыли в Удупи, желая добиться победы над Ананда-Тиртхой.

9. Ананда-Тиртха в это время пребывал в монастыре в другом поселке. Тогда Ачьюта-прагья срочно послал за ним одного ученика В своем желании победить оппонентов буддистов Ачьюта-прагья походил на меткого стрелка, достающего из колчана неотразимую стрелу.

10. Когда Ананда-Тиртха подходил к месту дебатов - к храму Анантешвары, он увидел толпы любопытных, желавших увидеть, кто выйдет победителем. Мудрый Ананда-Тиртха вошел в храм и почтительно склонился перед учителем.

11. В собрании ученых мудрецов проницательный Пурна-прагья быстро выявил недостатки в пространных высказываниях Вадисимхи. Этим он обезоружил Вадисимху подобно тому, как опытный воин стрелой выбивает палицу из рук противника.

12. Тогда жаждущий победы Вадисимха выдвинул новое умозрительное заключение, а вслед за этим, похваляясь своей ученостью, немедленно дал ему восемнадцать различных толкований. Видя такой мощный интеллектуальный натиск, наблюдатели начали сомневаться в победе Ананда-Тиртхи, хотя и верили в его мудрость.

13. В ответ Ананда-Тиртха с улыбкой на устах последовательно опроверг все аргументы, выдвинутые Вадисимхой Когда он говорил, каждая его фраза была убедительной и совершенной. Преданный стопам Господа Вишну, он легко рассеял тьму витиеватой логики оппонента, подобно тому, как солнце быстро рассеивает ночную темень.

14. Затем Пурна-прагья перенес свое внимание на горделивого Будцхи-сагару. Буддхи-сагара ранее победил множество ученых мужей и потому мнил себя непобедимым. Однако мудрый Ананда-Тиртха без труда одолел его.

15. Вскоре, пытаясь спастись от полного разгрома, неспособные продолжать спор, буддисты сказали: "Позволь нам сделать перерыв и продолжить диспут завтра". Ананда-Тиртха ответил- "Почему же завтра, если ответы на мои вопросы известны вам, дайте их сейчас!".

Далее: