Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[54 стр.]

40. После обеда, усевшись на деревянное сиденье, заботливо покрытое шерстяным ковром и шелковой тканью, Мадхва со вкусом погружался в обсуждение тонкостей различных ведических наук, что было пиром для ушей собравшихся ученых мужей, блиставших всесторонними познаниями.

41. Близкий ученик по легкому движению бровей Мадхвы понял, что учитель нуждается в чем-то. Мгновенно сообразив, в чем была потребность, ученик ответил

Мадхве сияющей улыбкой Учтиво прикрывая рот ладонью, он прошептал учителю на ухо несколько слов, сообщая о своей готовности исполнить его волю. ПРИМЕЧАНИЕ Из этого описания видно, как преданные ученики Мадхвы с полуслова выполняли все его просьбы В данном случае, следуя этикету, ученик прикрыл рот ладонью, чтобы не коснуться учителя даже дыханием, так трепетно он относился к нему.

42. Во время лекции вокруг святого Мадхвы сидело множество людей, пребывавших в настроении благоговейного почтения. Когда было объявлено, что Мадхва просит добровольцев совершить некое служение, многие домохозяева с энтузиазмом вызвались исполнить его. Я, я первый это сделаю! - так они выражали свое горячее желание послужить, и почтительно кланялись стопам Мадхвы.

43. Паломники из разных дальних мест ранее слышали об удивительных достоинствах Мадхвы Однако, увидев его воочию, они вдруг осознали, что Мадхва наделен божественными качествами в сотни раз больше, чем это можно вообразить В изумлении они замирали с почтительно сложенными ладонями, а Мадхва приветливо приглашал их сесть.

44 Когда Мадхва собрался приступить к лекции, один толковый ученик отправился звать остальных, погруженных в размышления над услышанными ранее уроками. Он восклицал: Хватит, достаточно повторять пройденные темы, вы можете поразмыслить над ними позже Сейчас наш дорогой учитель будет говорить, пойдемте же!.

45. Когда исполненный необычайной мудрости Мадхва давал свои блистательные объяснения священных писаний, он выглядел величественно, как сын Сатьявати Господь Вьясадева Люди слушали его настолько внимательно, что даже переставали моргать Они ощущали духовный экстаз и потому вовсе не замечали течения времени.

46. На заходящее красное солнце легко смотреть, оно не слепит глаза Пройдя через весь небосклон, оно не утратило силу, и его лучезарный всеблагой вид остается таким же, как во время восхода.

Духовно сильные люди похожи на солнце, они приняли надежное прибежище у стоп Господа Вишну, великого как небо. Они лучезарны по природе и потому неизменно являются светилами для человечества, через какие бы трудности не приходилось им проходить.

47. Блистательное солнце наполовину погрузилось в океан и в этот момент было похоже на красавицу, покрытую рубиново-красной шалью и наряженную в изумрудные одежды из морских волн.

48. Во время захода солнца Мадхва медитировал на Верховного Господа, поддерживающего все элементы творения, землю, воду, огонь, воздух, эфир, ложное эго аханкару и источник всех последующих трансформаций материи - махат-таттву. Все эти элементы проявляются из изначальной ипостаси материи мула-джада-пракрити.

Мадхва размышлял о том, что Господь присутствует в духовном небе авьякрита-акаше, где три гуны материальной природы не проявлены Господь вечно полон совершенных личностных качеств, никто из полубогов, демонов или людей не могут сравниться с Ним.

49. Ученые брахманы, следуя предписаниям дхарма-шастр, приступили к своим вечерним ритуалам и медитации на Господа Хари, Творца нселенной проявленного в солнечном диске. Они выполняли эти духовные обязанности по всем правилам, в должное время - на закате, и период между последними лучами заходящего солнца и появлением на небосклоне звезд.

5 0 Опытные в ритуалах поклонения брахманы начали совершать подношения огню. Они призывали шестнадцать Божеств, имеющих отношение к процессу ведической ягьи. Возливая в огонь топленое масло, они восклицали - на мама, это не мое, это для Господа! Совершение таких жертвоприношений приводит к освобождению и к до-сгижению вечного царства Господа.

ПРИМЕЧАНИЕ Согласно комментарию Бхава-пракашика, шестнадцать Божеств ведического огненного жертвоприношения таковы: Шива, Ваю, двое Ашвинов -божества ноздрей, Сома - луна, Варуна -бог воды, Пуша - один из Адитьев, Маруты - боги ветров, полубоги Вишвадевы, Митра - один из Адитьев, Дьяу-Притхви - небо и земля, Савитри - солнце, Господь Вишну - главное Божество, Брихаспати -учитель богов, Агни - бог огня, Праджапати - Прародитель и Индра -царь небес. В настоящее время из-за разлагающего влияния века Кали совершение таких классических огненных жертвоприношений мало кому доступно. Однако, если человек начнет совершать жертвоприношение в форме повторения с преданностью шестнадцати имен Бога - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе - составляющих маха-мантру, то он может, милостью Господа,

достичь того же самого результата, которого достигали ведические брахманы, или даже большего.

51. В небе появился бог луны Чандра, чей светящийся лик ясно виден в ночь полнолуния Видя его красоту, небесные женщины и жены Чандры - звезды накшатры -в восхищении воскликнули: О, если бы не пятна на твоем светлом лице, его красота была бы сопоставима с красотой прелестного лика твоей сестры, богини процветания Лакшми, которая также родилась при пахтанье молочного океана!.

52. Ночью цветущие лотосы и птицы чакраваки страдают из-за разлуки с зашедшим солнцем. Но голубые лилии кумуда и птицы чакори, днем страдавшие от солнечного жара, напротив, наслаждаются прохладными лунными лучами Таков замысел Творца: в этом мире нет универсального источника материального счастья для всех. (Источником всеобщего счастья может стать лишь изначальный источник всего сущего, Всеблагой Господь.).

ПРИМЕЧАНИЕ.Посперуюнще три стиха завершают эту главу Они имеют двойной смысл В них поэт Нараяна Пандит искусно сопоставляет вечернюю проповедническую деятельность Мадхвы с исполненной божественности красотой природы.

53. далитендра-нила-мани-нила-вибхрамам нава-кунда-кудма-ласита-двиджавали смитайа наготтама-Жирах суджатайа вана-малайа сурабхитагйайанвитам.

В вечернее время мудрый Мадхва рассказывал о Господе Кришне, разъясняя стихи из Шримад-Бхагаватам При этом он сиял, словно луна, и поэтому само собой напрашивается следующее поэтическое сравнение:

Луна своими лучами освещает ночное небо, которое цветом напоминает тело Господа Кришны. Как ночное небо, тело Господа имеет цвет сияющего всеми своими гранями, отшлифованного синего сапфира.

Ночное небо блистает рядами звезд, которые похожи на блистающие белизной, словно вновь распустившиеся цветки кунда, зубы Кришны.

Ночное небо обрамляют высокие холмы, покрытые благоуханными цветущими деревьями Их вид напоминает ароматную гирлянду из лесных цветов, покоящуюся на груди Господа Кришны.

54. Как луна своими лучами рассеивает тьму, скрывающую ночное небо,

так Мадхва своими речами рассеивает невежество, не позволяющее увидеть Господа. Ночное небо в полнолуние украшено множеством парящих в нем воздушных кораблей, в которых блистают улыбками и перебирают струны вин небесные женщины. Это небо похоже на Господа Кришну, который даровал блаженство очаровательно улыбающимся пастушкам гопи. Вдохновленные любовью к Кришне, гопи оставили все мирские устои, и пришли к Нему на свидание.

Всепроникающее небо необычайно тонко, оно напоминает изысканный объект любви, Господа Шри Кришну, носящего тончайшие шелковые одежды.

Ночное небо в полнолуние залито нежным сиянием, но его приятный свет лишен знойного жара дня Лучезарный Господь также не обжигает нежным свечением Своего духовного тела.

55 Луна рассеивает тьму своими лучами и указывает дорогу заблудшим путникам. Мадхва рассеивает невежество своими речами и являет истинный смысл жизни -развитие любви к Шри Кришне и возвращение в вечную духовную обитель. Итак, Мадхва подобен полной луне, изливающей свет духовного знания. В своей лекции по Шримад-Бхагаватам он описал Господа Кришну, исполненного безграничного знания и блаженства. Красота мира доступна обычному зрению, но красота Господа была явлена Мадхвой в звуковой вибрации слов его проповеди. Такова разница, которую должно знать.