Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[81 стр.]

В своем комментарии Вамана Пандит пишет, что под именами Прана и Райи здесь также подразумеваются Брахма и его супруга Сарасвати Как уже говорилось выше, Брахма управляет махат-таттвой на вселенском уровне - в брахманде, тогда как Мукхья-прана управляет тем же принципом в пшанде - микрокосме, в теле из плоти Таким образом, Брахма и Мукхья-прана трудятся рука об руку, неся самое ответственное служение Господу во вселенной. Вамана Пандит предположительно был сыном Нараяны Пандита.

5. Прана вошел в планету Солнце (Адитью), а Райи вошла в Луну (Чандраму). ПРИМЕЧАНИЕ Основное значение имени Прана - энергия дыхания, однако у него также есть другое значение Прана еще означает пракрштананда, экзальтированное духовное блаженство Таким образом, это одно из имен исполненного вечного счастья Верховного Господа Имя Прана косвенным образом указывает на то, что путь в блаженную обитель Господа пролегает через Мукхья-прану, проявленного в солнце. 5.1 райир ей этат сарвам йан муртам чамуртам ча тасман.

муртир эва райих То, что имеет видимую физическую форму (мурти}, называется, мурта. Мать Райи, проявленная в Луне, стала источником всех грубых, (видимых для материального зрения) физических тел воплощенных, живых существ.

Пребывающий в Солнце Прана является источником жизненной.

энергии во всех телах. Эта энергия не имеет видимой для глаза формы.

и поэтому называется амурта.

ПРИМЕЧАНИЕ Мукхья-прана проявлен в тонких элементах эфира и воздуха, которые не имеют видимой формы Все грубые тела (мурта), сотворенные с помощью Райи, состоят из трех доступных зрению элементов творения теджас - огонь, ап - вода, пршпхви -земля (или ата - пища) Господь Вишну входит в Прану и Райи, наделяет их энергией, и далее через них осуществляет творение мира.

6. Солнце движется по круговой орбите в средней части вселенной вокруг горы Сумеру Солнце начало свое движение с востока, через его лучи Прана вложил жизненную энергию (прану) в полубогов, повелевающих восточной стороной вселенной Затем, подобным же образом, по мере движения Солнца по орбите, Прана вложил жизненные силы в полубогов повелевающих югом, западом, севером, верхом и низом -всеми направлениями вселенной Благодаря энергии, полученной от Мукхья-праны, все полубоги получили способность выполнять свои божественные функции, связанные с управлением мирозданьем.

ПРИМЕЧАНИЕ Из этого описания становится ясно, как Мукхья-прана прежде всего стал источником энергии, необходимой для деятельности всех управляющих полубогов во вселенной В последующих стихах этой Упанишад повествуется о том, как все обычные души также получили возможность воплотиться,, благодаря созидательной деятельности Мукхья-праны и Бхарати Расположение управляющих полубогов по сторонам света во вселенной Следующее Восток -Индра со своей супругой по имени Сачи и Агни со своей супругой по имени Сваха Юг - Яма со Шьямалой и Ниррити с Диргхагривой.

Запад - Варуна с Гангой и Праваха-Ваю (Бхута-Ваю) с Правахи.

Север - Сома с Рохини и Инина (Шива) с Парвати Верх - царь птиц Гаруда с Супарни и Кама со своей Рати. Низ - змей Шеша с Варуни и Митра с Ревати.

7. Прана есть Ваишванара, огонь пищеварения и тепло жизни в телах всех живых существ во всей вселенной. Он проявился ради сотворения всех их Об этом говорится в следующем гимне из Риг-веды (Маитраяния-араньяка, 6.8):

8. Прана пребывает в Солнце (Сурье), он проявляется в сотнях обликов и излучает тысячи лучей, распространяя тепло и свет повсюду. Его сияние - благо для всех сотворенных существ Он - священный огонь Джата-ведас, который дарует бытие всей вселенной.

ПРИМЕЧАНИЕ Имя Ваишванара указывает на божество, управляющее огнем пищеварения пачана-агни На физическом уровне эту функцию осуществляет Ваю Господь Нараяна также носит имя Ваишванара, потому что, пронизывая все мироздание как Вишва-рупа, Он является изначальным источником энергии Он наделяет Ваю энергией и полномочиями Говорится, что все ведические гимны несут в себе три уровня смысла, и это явно можно увидеть на примере данного стиха Прямое значение имени Сурья -планета солнце, источник света и тепла Второе его значение указывает на Мукхья-прану, управляющему огненной энергией в солнце Третье и самое коренное значение указывает на Господа, который является главным Божеством солнца, Сурья-Нараяной Проявляясь в солнце, Господь освещает нам путь в духовный мир, путь к освобождению Веды недвусмысленно утверждают, что этот путь пролегает через солнце Так же как Прана своей энергией обеспечивает рождение всех живых существ, Райи, пребывающая в Луне, тоже выполняет важнейшие функции в творении Для поддержания жизни на земле, она, к примеру, обеспечивает рост зерновых культур и прочих растений, пригодных в пищу Имя Господа Джатаведас указывает на то, что Он является первоисточником гимнов Вед.

9. Праджапати повелевает полным годовым циклом времени.

самватсарой. Год делится на две половины Дакшинаяну, когда солнце движется над Южным полушарием Земли и Уттараяну, когда солнце движется над Северным полушарием.

ПРИМЕЧАНИЕ Помогая Праджапати в творении, Райи является божеством Дакшинаяны, а Прана является божеством Уттараяны Вечный Господь, Праджапати Вишну, имеет особый символ вечности -диск Сударшану Замкнутый круг (диск или колесо) не имеет конца и поэтому он является символом вечности Время движется в материальном мнре циклически На разных уровнях мироздания циклы времени отличаются по продолжительности, но в целом следует понять, что каждый законченный цикл времени поддерживается благодаря присутствию высшей энергии Господа Это становится очевидным из дальнейшего повествования данной Упанишад. 9.1. Те мудрецы, которые совершают жертвоприношения, раздают пищу и совершают прочие благочестивые поступки ради обретения мирского счастья, достигают только райской жизни на планете Луна (Чандрама), и не более того Оттуда они вынуждены вновь вернуться на Землю, после того, как запас их благочестия истощится. Они стремятся обрести достойное потомство и обращаются для этого к Райи, которая и повелевает этим Темным путем, называемым Питрияна (Путь в райскую обитель благочестивых предков).

10. Те же, кто с верой и знанием вопрошают о душе, кто совершают подвиг и соблюдают целибат - те мудрецы идут Светлым путем Уттараяной, пролегающим через солнце. Они достигают Брахмана, вечного бытия в царстве Господа. ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы достичь вечного блага, человек должен стремиться идти Светлым путем, связанным с лучшим из небожителей -Мукхья-праной Темный путь находится в ведении Бхарати, верной супруги Мукхья-праны Она тоже является чистой преданной Господа, а также Божеством всего ведического знания - ведабхимани-деватой Однако Бхарати не дарует вечных благословлений тем преданным, которые пренебрежительно относятся к ее возвышенному супругу - таков эожественный замысел.

Говинда Ачарья поясняет этот текст так тапас означает не только телесный аскетический подвиг, но и постоянное размышление о Господе, которого писания называют именем Брахман В этом главный смысл понятия брахмачарья, которое обычно трактуется как целибат Чтобы понять Господа, необходимо прибегнуть к знанию Вед, ибо Веды неотличны от Господа и их тоже называют именем Брахман Чтобы изучать Веды, необходимо одержать победу над похотливыми устремлениями тела, это и есть брахмачарья Однако основа всего - это вера, шраддха, ибо без веры невозможно следовать ни принципам тапаса, ни брахмачарье Те, кто строго соблюдает целибат, брахмачаръю, носят одежды шафранового цвета или цвета восходящего солнца Этим они выказывают свою приверженность Светлому пути, пролегающему через солнце и ведущему в вечную духовную обитель Господа.

Далее: