Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

[84 стр.]

1. Далее Ашвалаяна из Кошалы задал Пиппаладе вопрос, состоящий из следующих пяти пунктов: (1) О исполненный достоинств мудрец, пожалуйста скажите, от кого родился Мукхья-прана? (2) Как он входит в физические тела воплощенных душ? (3) На какие части он делит себя, осуществляя жизнедеятельность этих тел9 (4) Каким образом он покидает тела в момент их смерти? (5) Как он поддерживает внешние объекты мира и как он поддерживает тела всех душ изнутри?.

2-3 Пиппалада ответил Ты задаешь превосходные вопросы, я вижу, что ты глубоко постиг смысл Вед! Поэтому я расскажу тебе все как есть.

Мукхья-прана рождается непосредственно от Высшей Души, Пара-матмы. Затем, именно по воле Всевышнего, он пронизывает и поддерживает все творение. (Поэтому, в абсолютном смысле, все зависят от воли Верховного Господа так же, как отражение в зеркале зависит от своего субъекта.) ПРИМЕЧАНИЕ Это ответ на первый вопрос Ашвалаяны Пиппалада назвал здесь Ашвалаяну эпитетом брахма-ништха - знающий суть Вед Этим он подразумевал, что Ашвалаяна будет способен понять главный смысл слова атма, использованного в стихе, который указывает на Высшую Душу - Параматму.

Вамана Пандит в комментарии пишет параматмани этат пракртйади-кам шпатам - Все сущее покоится на Параматме, начиная с материальной природы пракрити, Мукхья-праны и так далее Ваг-иЖанадикам ту прана ататам - На божестве дыхания Мукхья-пране покоятся богиня Вед, Шива и все другие нижестоящие существа и элементы творения Мукхья-прана изначально родился прямо от Господа Вишну Далее, войдя в созданную вселенную, он словно родился вновь от Господа Брахмы Это была божественная игра в процессе творения, ибо могучий Мукхья-прана не связан законами кармы, как обычные обусловленные души, заключенные в темницу тела Об этом говорит Мадхвачарья в комментарии к ведическому гимну Брихат, в третьей его главе.

В начале творения Брахма начал поклоняться Верховному Господу Кешаве, совершая жертвоприношение в собственном уме Тогда из его речи явилась его супруга -богиня Сарасвати Далее из дыхания жизни Брахмы родился сын - Ваю.

По велению Господа Вишну, мудрый Брахма сотворил для Ваю особое, тело, в котором тот поддерживает дыхание жизни всех живых существ.

4. манокртенайатй асмин шарире йатха самрад эвадхикртан винийункте.

этан граман адхитиштхасваитан граман адхитиштхасвети эвам эваиша прана итаран пранан пртхак пртхаг эва саннидхате По воле Параматмы, Мукхья-прана входит в тела Как монарх приказывает различным своим подчиненным: Ты стань правителем этих деревень, а ты стань правителем тех, - так Мукхья-прана назначает все подчиненные ему воздушные потоки в теле на выполнение разнообразных функций жизнедеятельности.

ПРИМЕЧАНИЕ Это ответ на второй вопрос - как Мукхья-прана входит в физические тела? Он это делает по воле Господа Господь описан здесь эпитетом - манокршпа, непостижимый с помощью усилий материального ума Обычный царь может только назначать наместников-правителей, но Мукхья-прана не только повелевает воздушными потоками в теле, но и сам лично в них присутствует - саннидхате.

5. В форме воздушного потока апаны Ваю действует в анусе и гениталиях, как прана он пребывает в глазах, ушах, языке и в носу В средней части тела он проявляется как воздушный поток самана Самана распределяет питание от съеденной пищи по всему телу Благодаря усвоенной таким образом пище, познающие чувства человека, которых семь, могут правильно функционировать. Индивидуальная же душа всегда пребывает в сердце.

ПРИМЕЧАНИЕ Это ответ на третий вопрос - как Мукхья-прана делит, себя на пять воздушных потоков жизнедеятельности.

Здесь говорится, что душа обретает знание через семь тучей познающих чувств Эти семь лучей таковы слух, осязание, зрение, вкус, обоняние, ум и разум Анус и гениталии приводит в движение апана Рот, нос, глаза и уши работают под действием праны Внутренние органы побуждает к действию самана.

6. К сердцу подходит сто один энергетический канал. Эти каналы проходят по артериям и называются нади. Каждый такой канал или артерия делится на сто ветвей, и снова, каждая ветвь имеет еще сто ответвлений. Итого в теле человека насчитывается семьдесят две тысячи артерий. Ирана в форме воздушного потока вьяны осуществляет необходимое для жизни движение крови по артериям, а так же циркуляцию лимфы и прочих жидкостей.

7. Один из каналов, называемый Сушумна-нади, особенно примечателен Он идет вертикально вверх, и именно по нему движется воздушный поток удана. В момент смерти Ирана, с помощью потока уданы, ведет благочестивые души вверх в высшие миры, переносит грешников в ад, а тех, чьи поступки имели смешанный характер греха и благочестия, ведет к рождению на Земле, планете среднего уровня. ПРИМЕЧАНИЕ Здесь содержится ответ на четвертый вопрос Ашвалая-ны После смерти Мукхья-прана переносит душу в новое тело с помощью воздуха уданы, который расположен в шее человека Во время глубокого сна удана приводит душу в непосредственную близость с Господом в сердце Кроме того, во время сновидений человек может созерцать райское счастье, жизнь на земле или мучения ада, в зависимости от того с какой сферой бытия вселенной его приведет в соприкосновение воздушный поток удана.

8-9. Мукхья-прана присутствует в Солнце (Адитье), он наделяет энергией воздушный поток прану, циркулирующий в глазах человека. Мукхья-прана присутствует в земле как божество апаны, извне он стимулирует движение апаны в теле человека. Мукхья-прана проявляется во внешнем пространстве, которое составляет элемент эфира (акаша). Через внешний эфир он поддерживает саману -внутреннее пространство в теле каждого Он управляет движением воздуха во вселенском пространстве Через внешние движения воздуха поддерживаются воздушные потоки въяны внутри тела человека. Мукхья-прана контролирует вселенский теджас (огонь), который поддерживает удану в теле.

Итак, если тепло (теджас) угасает, человек умирает, чтобы переселиться в новое тело. В этот момент его внешние чувства находят прибежище в уме, единятся с ним .

ПРИМЕЧАНИЕ Здесь представлен ответ на пятый вопрос Ашвалаяны Мукхья-прана является управляющим божеством - адкидаивата Он повелевает элементами природы или принципом материи - адхибхута, который проявлен во внешнем мире брахманде (во вселенной) Мукхья-прана также управляет элементами природы в каждом индивидуальном теле - пинанде Таким образом он повелевает внутренней сферой

человека, которую называют философским термином - адхйатма Воздушный поток прана, расположенный в глазах, ушах и ноздрях, поддерживает работоспособность этих органов с помощью выделения слез и слизи Апана в анусе и гениталиях выводит нечистоты и этим поддерживает тело, состоящее из элемента земли С помощью сатаны Ваю поддерживает внутреннее пространство тела, т е локализованное в нем проявление эфира - акаша Управляя въяной извне он поддерживает движение воздуха в теле С помощью воздушного потока уданы Мукхья-прана поддерживает тепло (теджас) в теле.

В этом стихе говорится, что жизнедеятельность тела человека зависит от внешних стихий природы Реальным подтверждением этой концепции может быть тот общепринятый факт, что любой человек, живущий в естественных природных условиях, без особых усилий способен поддерживать свое здоровье, просто сохраняя гармонию с божественным устройством природы.

10 - 11. Душа (джива) со своими мыслями в момент смерти погружается в Прану. Прана же в форме теджаса уданы переносит душу, в соответствии с ее предсмертными мыслями, в новое тело. (Прана это делает по воле сопровождающей душу Параматмы.).

Духовное прозрение того, кто воистину познал величие Мукхья-праны, будет нерушимым. Он обретет вечную жизнь в духовном царстве Господа. Об этом говорится в следующем стихе.

Далее: