Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Мадхвачарья - учитель мира

ШАТПРАШНА УПАНИШАД [80 стр.]

ШАТПРАШНА УПАНИШАД.

ШатПрашна-упанишад представляет собой беседу между мудрецом Пиппападой и шестью его учениками. Каждый из учеников задал Пиппаладе по одному глубокомысленному вопросу, отсюда название Упанишад - шат-Прашна - шесть вопросов. В ответ на вопросы учеников, Пиппалада удивительно подробно описал процесс сотворения мира и другие важные темы, большая часть из которых в значительной степени касаются божественного положения Мукхья-праны во вселенском масштабе.

Первый вопрос затрагивает творение внутри вселенной. Из ответа Пиппалады становится очевидным, что Господь осуществляет это творение через Мукхья-прану и его супругу Бхарати, при прямом содействии Брахмы.

В ответе на второй вопрос говорится о поддержании живых существ и о методе обретения ими знания. Описаны события, произошедшие во время цикла творения ваираджа-сришти, в результате которых нижестоящие полубоги осознали главенствующее положение Мукхья-праны.

Третий вопрос касается рождения Мукхья-праны от Господа. Ответ на него содержит также подробное описание функций Мукхья-праны, связанных с поддержанием всех материальных тел и с переселением душ в новые тела после смерти.

Ответ на четвертый вопрос представляет собой описание того, как Мукхья-прана, по воле Всевышнего, поддерживает жизнь в телах всех живых существ, во время их сна. Пятый вопрос затрагивает методику повторения священного слога ом. Шестой вопрос касается шодаша-кал - шестнадцати составляющих компонентов творения, основным из которых также является Мукхья-прана, управляющий воздухом жизни. Как спицы колеса крепятся к его ступице, так и все составляющие творения находят основу в Верховном Господе.

ШатПрашна-упанишад принадлежит к ветви Атхарва-веды, называемой Пиппалада-шакха. Главным божеством всего этого гимна является Верховная Личность Бога -Господь Васудева. Мукхья-прана и другие небожители являются вспомогательными божествами этой Упанишад. Мудрецами-риши, явившими миру эту часть Веды, стали Пиппалада и шесть других, задавших ему вопросы, мудрецов. Большая часть текста написана в прозе с подтверждающими цитатами из широко известных разделов Вед. Введение.

1. Шестеро мудрецов - Сукеша, сын мудреца Бхарадхваджи, Сатья-кама, сын царя Шиби, Гаргья, внук бога солнца Сурьи, Каусалья, сын Ашвалы, Бхаргава, отпрыск мудреца Бхригу из царства Видарбхи, Кабандхи, сын Катьи - с великой преданностью стремились постичь сокровенный смысл Вед Они горячо желали познать высший аспект Абсолюта - Парам Брахман (Личность Бога) Однажды они обратились к духовному учителю, просветленному мудрецу Пиппаладе, хорошо понимая, что именно Пиппалада сможет даровать им полное прозрение. Чтобы удовлетворить Пиппаладу, они принесли ему в подношение особые дрова (самит), используемые для жертвенного огня. ПРИМЕЧАНИЕ Такова ведическая традиция обращаясь к учителю за знанием, ученик должен сделать какое-то достойное подношение Веди-.

ШатПрашна-упанишад 312.

ческие мудрецы обычно были заняты ежедневным поклонением жертвенному огню Таким образом, принося дрова для ягъи учителя, ученик стремился выказать ему свою полезность Этим ученик доказывал свою предварительную квалификацию для дальнейшего сотрудничества с учителем.

2. Пиппалада сказал им: Живите здесь один год, соблюдая строгий целибат и совершая аскетический подвиг После этого вы сможете задать мне любые вопросы, а я постараюсь ответить на них в меру своего понимания.

ПРИМЕЧАНИЕ Пиппалада назначил вопрошающим испытательный срок, во время которого, как учитель, так и ученики имели возможность убедиться во взаимной квалификации для дальнейшего сотрудничества. Первый вопрос.

3. Мудрецы выполнили условие Пиппалады, и ровно через год, Ка-, бандхи первый обратился к нему со следующим вопросом.

О почтенный мудрец, пожалуйста, объясни с чьей божественной.

помощью родились на свет все живые существа, населяющие этот мир? Пиппалада ответил: Желая сотворить живых существ - праджей, прародитель Праджапати (Господь Вишну) сосредоточился в медитации (явил знание, ставшее инструментом в осуществлении творения) ПРИМЕЧАНИЕ Во введении шесть мудрецов перечислены в определенном порядке - начиная с самого старшего и кончая самым младшим Теперь они задают вопросы в обратном порядке, потому что в ведической традиции право задавать вопросы первыми предоставляется младшим Согласно ведической философии, творение имеет в своей основе несколько причинных составляющих, называемых на санскрите каранами В данном случае речь идет о нимитта-каранеА исполнительной причине, посредством которой творение было фактически запущено в действие В истории вселенной было много прародителей Чаще всего прародителем (Праджапати) всех живых существ считают Господа Брахму, который первым принял рождение внутри этой вселенной Чтобы понять свою миссию, свое предназначение Брахма совершил пюпасъю (аскетический подвиг) и получил от Верховного Господа знание, необходимое для осуществления творения В тексте стиха говорится, что Праджапати,

желая произвести потомство, совершил аскетический подвиг, тапас и это описание вполне могло бы быть отнесено к Брахме Однако в этом стихе заложен другой, более глубокий смысл В комментарии к нему Мадхвачарья пишет.

Господь Вишну защищает и поддерживает жизнь всех сотворенных живых существ, поэтому Его называют именем Праджапати Следуя трактовке Мадхвы, Шрила Прабхупада говорит в комментарии к Бхагавад-гите (3 10), что изначальным Праджапати является Сам Господь Вишну, а Брахма становится лишь исполнителем замысла Господа Такого же мнения придерживается другой комментатор, ачаръя Джаятиртха Свами Верховному Господу нет необходимости совершать подвиг, подобно Брахме, для достижения чего-либо, поэтому в данном приложении многозначное слово тапас означает не подвиг, а концентрацию или сосредоточение Господа на акте творения.

4. Создав первую супружескую пару небожителей, Райи и Прану (Бха-рати и Мукхья-прану) , Господь подумал - Эти двое, несомненно, помогут Мне сотворить множество других живых существ.

ПРИМЕЧАНИЕ Начиная с этого стиха и далее, значительная часть текста данной Упанишад посвящена Мукхья-пране - повелителю жизненной энергии всех воплощенных живых существ В санскритском тексте он назван кратким именем Прана, но в нашем переводе, в соответствии с вайшнавской традицией интерпретации, и для большей ясности, к имени Прана добавлено поясняюще прилагательное мукхья (главный), указывающее на его главенствующее положение среди других богов Здесь следует пояснить, что в мире существуют два разных Ваю Один из них вторичный - Бхута-Ваю, который повелевает элементом воздуха, произошедшим из ложного эго в гуне невежества Он управляет движением обычных ветров в этом мире Бхута-Ваю занимает подчиненное положение и стоит в ряду второстепенных полубогов Особо от Бхута-Ваю существует главный Ваю - Мукхья-прана, о нем и идет речь в повествовании Его также называют именем Сутра-Ваю Он занимает очень важное положение во вселенной, так как управляет дыханием жизни всех и каждого Более подробно об этом говорится в Упанишад далее.

Далее: