Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Махабхарата

Оглавление: Махабхарата. Ади-парва (книга первая)

Комментарии (5)

4 Нандана – букв. «прелестный», название сада Индры, или рая.

5 Бильва – род дикой яблони.

6 Кхадира – род дерева.

7 Капиттха – дерево (Feronia elephantum), на котором живут обезьяны.

8 Дхава – род дерева (Tomentosa или Anogeissus latifolia).

9 Малини – древнее название реки Чука, западного притока Гхагры в Аудхе.

10 Канва – легендарный риши, которому приписываются некоторые гимны Ригведы. Канва почитается отцом Шакунталы, которую он взял себе и воспитал.

11 Атхарваведа – название четвертого сборника (самхиты) вед. Атхарваведа, или «Веда заклинаний», заключает в себе различные заговоры и заклинания для отвращения несчастий и злых сил природы.

12 Самхита – сборник стихотворных поэтических гимнов, относящихся к какой-нибудь определенной веде. См. прим.19 к «Вступлению» (стр. 612).

13 Правила крамы – особый способ чтения вед при жертвоприношениях, при котором слово из одной части стиха соединяется со словом из другой части стиха.

14 Локаятики – последователи философии Локаята, т. е. материалистического учения; атеисты, материалисты.

15 Шакунтала – дочь апсары Менаки от отшельника Вишвамитры, которая стала супругой царя Духшанты (Душьянты). Великий поэт Индии Калидаса на основании этого сказания из Махабхараты написал свою знаменитую драму «Шакунтала», которая стала жемчужиной санскритской литера туры. См. прим. 2 к «Сказанию о происхождении (творений)» (стр. 648).

16 Вишвамитра – имя древнего легендарного мудреца, упоминающегося еще в Ригведе. Вишвамитра родился кшатрием-воином и при помощи суровых аскетических подвигов достиг положения брахмана. Во многих легендах, посвященных Вишвамитре, нашла отражение многовековая борьба между брахманами и кшатриями, двумя привилегированными кастами, за преобладание в обществе.

17 Менака – имя прекрасной небесной апсары-нимфы. Посланная Индрой к отшельнику Вишвамитре, чтобы соблазнить его и тем отвратить его от аскетического подвига, Менака родила от него прекрасную дочь Шакунталу, которая была воспитана отшельником Канвой.

18 Каушики – букв. «происходящая из рода Кушика», древнее название реки Куши или Коши в Бихаре и Бенгале.

Каушика – эпитет отшельника Вишвамитры.

19 Матанга – царственный мудрец Тришанку из рода Икшваку. Возгордившийся своею властью, силой и богатством, Тришанку (Матанга) решил живым отправиться на небеса. Когда его домашний жрец Васиштха заявил ему, что это невозможно, он обратился к Вишвамитре, сопернику Васиштхи, который силою своих подвигов доставил Тришанку на небеса, совершив для него жертвоприношение. Но небожители столкнули его оттуда, так как он не имел своих заслуг. Он, однако, благодаря силе подвигов Вишвамитры, не упал на землю, а обратился в созвездие Тришанку.

20 Пара – букв. «переправляющая».

21 Шравана – лунное созвездие, состоящее из трех звезд.

22 Вишвы – Вишведевы.

23 Манматха – букв. «мутящий, смущающий душу», эпитет бога любви.

24 Брахманский брак – один из восьми видов брака, различавшихся по законам хинду, когда девушка, украшенная драгоценностями, отдавалась родителями жениху без выкупа или подарка со стороны последнего.

25 Божеский брак – один из видов брака, когда девушка отдается замуж жрецу во время совершения жертвоприношения.

26 Брак, свойственный древним риши – такой вид брака, при котором от жениха берется выкуп в виде двух коров.

27 Брак, свойственный Праджапати – такой вид брака, когда родители отдают девушку жениху, не получая от него вознаграждения, и говорят: «соблюдайте свои обязанности в согласии».

28 Брак по способу асуров – такой вид брака, при ко тором жених платит выкуп родителям или родственникам невесты.

29 Брак по способу гандхарвов – свободный брак, основанный на взаимной любви и согласии, совершается втайне, без ведома родителей и родственников, без всяких обрядов.

30 Брак по способу ракшасов – букв. «дьявольский» вид брака, при котором девушку насильно похищают, после того как побеждают или убивают в сражении ее родителей или родственников.

31 Брак по способу пишачей – последний из восьми видов брака, считающийся наиболее низким, когда любовник овладевает девушкой во время ее сна, опьянения или потери рассудка.

32 Ману – согласно легендам, прародитель человеческого рода. Ману приписывается собрание известных законов, которые имеются и на русском языке в переводе С. Д. Эльмановича под названием «Законы Maну» (СПб., 1913).

33 Чакра – букв. «круг», диск (как вид оружия), «колесо», изображение на теле, считавшееся благоприятным, счастливым признаком. Согласно представлениям древних хинду, дети царей и великих людей должны были рождаться с изображением какого-нибудь атрибута: лотоса, лука, стрел или чакры.

34 Шала – название дерева, очень высокого и величественного (Shorea robusta).

35 Кубера – бог богатства и бог-хранитель севера. Он почитается хранителем сокровищниц Индры. Местопребывание его на горе Кайласе в Хималаях. Кубера представляется в виде урода – од­ноглазым, с тремя ногами и восемью зубами.

36 Лебедь с древних времен почитается хинду мудрейшей птицей, способной даже отделить молоко от воды, смешанной с молоком.

37 Бхарата – букв. «воспитанный, взлелеянный». Бхарата явился родоначальником знаменитого рода, истории которого и посвящено основное сказание Махабхараты. От этого имени идет с древних времен и употребляется еще и поныне название Индии: Бхаратаварша, что означает «Страна Бхараты», или просто Бхарата.

38 Чакравартин – букв. «вращающий колесо», титул, который дается царю, подчинившему „всю землю от моря до моря".

39 Сарвабхаума – букв. «имеющий отношение ко всей земле», титул царя, повелевающего „всею землею".

40 Говитата – жертвоприношение коня, при котором в виде даров раздаются коровы.

41 Ваджимедха – жертвоприношение коня.

42 Аджамидхи – народ, населявший страну Аджамидха (совр. Аджмир.).

43 Вирини – дочь Вираны, одного из Праджапати, и супруга Дакши, именуемого также Асикни.

44 Вайвасвата – букв. «сын Солнца», здесь – эпитет Ямы, бога смерти.

45 Мартанда – букв. «рождающийся из мертвого яйца», эпитет солнца, встречающийся еще в ведическую эпоху.

46 Манавы – букв. «происходящие от Ману», «по томки Ману».

47 Вришапарван – демон-асура, который с помощью Шукры, наставника асуров, поддерживал борьбу с богами в течение длительного времени. Его дочь Шармиштха сделалась второй женою Яяти.

48 Деваяни – дочь Шукры (Ушанаса), настав ника асуров, которая стала супругою Яяти.

49 Ангирас – имя легендарного древнего мудреца, которому приписываются многие гимны Ригведы.

50 Кавья – букв. «одаренный достоинствами мудреца», эпитет Шукры. Кавья также может обозначать «сын Кави».

51 Спутники Рудры, т. е. асуры

52 Под четырьмя сокровищами, согласно толкованию Девабодхи, комментатора Адипарвы, подразумеваются четыре веды или же четыре науки – философия и другие, т. е. (согласно Артхашастре Каутильи): 1) философия, 2) учение о трех ведах, 3) учение о хозяйстве и 4) учение о государственном управлении.

53 Бхаргава – «потомок Бхригу», здесь эпитет Шукры, наставника асуров и отца Деваяни.

54 Совершитель ста жертвоприношений – Индра.

55 Гхурника – служанка Деваяни.

56 Обхождение слева направо – древнейший способ выражения почтения у хинду, согласно которому обходящий всегда бывает обращен правой рукою к тому, вокруг кого совершается обхождение, для того чтобы показать свои добрые намерения.

57 Кави – имя древнего легендарного мудреца, сына Бхригу. Кави почитается также отцом Шукры Ушанаса.

58 Ядавы – букв. «происходящие от Яду», род Яду, в котором родился и Кришна.

59 Яваны – греки или иноземцы, считавшиеся, согласно законам индуизма, варварами. Яванами в позднейшее время также назывались мусульмане и европейцы.

60 Бходжи – название племени, населявшего области у гор Виндхья.

61 Васуманас – древний легендарный мудрец, сын Рушадашвы, которому приписывают авторство Ригведы.

62 Аштака – легендарный мудрец, сын Вишвамитры, почитающийся одним из авторов гимнов Ригведы.

63 Пратардана – мудрец, сын Диводасы, царя

Каши. Когда весь род Диводасы был истреблен царем Витахавьей, опечаленный царь через жертвоприношение, устроенное мудрецом Бхригу, обрел сына Пратардану, который сделался могучим воином и отомстил врагам отца за обиды, нанесенные его роду.

64 Шестиногие – насекомые.

65 Ушинара – имя царя ушинаров, древней народности, населявшей центральную часть Индии.

66 Арбуда – сто миллионов.

67 Ашвамедха – жертвоприношение коня, то же, что и Раджасуя или Ваджимеджа.

68 У того владыки земли, т. е. у Бхараты.

69 Ступа – могильный холмик со столбом или колонной, возведенный из земли и камней над останками святого. В литературе наиболее известны буддийские ступы; они имеют общее сходство с могильной насыпью и представляют уже массивные сооружения с четыреугольным или круглым основанием, над которым возвышается сферический купол, увенчанный ступенчатой, опрокинутой пирамидой. У буддистов ступы воздвигались в качестве памятников также и на местах замечательных событий.

70 Синдху – древнее название реки Инд.

71 Куруджангала – букв. «джунгли кауравов» или «лесная страна кауравов», расположенная в Сирхинде в верх ней части нынешнего Доаба. Курунджангала обычно отожествляется с Курукшетрой.

72 Курукшетра – «Поле кауравов», где происходила великая битва, воспетая в Махабхарате. Курукшетра расположена между г. Амбалой и Дели, близ Папипата. Она известна с древнейших времен и почитается хинду священной. И в позднейшие времена на Курукшетре происходило много исторических битв, решавших судьбы Индии.

73 Айла – букв. «сын Илы», Пуруравас.

74 Вишваджит – букв. «всепокоряющее», название особого жертвоприношения, устраивавшегося царем-самодержцем.

75 Видарбха – древнее название Берара. Видарбхи (мн. ч.) – название народа, населявшего эту страну.

76 Видеха – название древней страны, которая была расположена северо-восточнее Магадхи (Южного Берара). Ее столица Митхила отожествляется с Джанакпуром, расположенным в Непале. Видехи (мн. ч.) – название народа, населявшего страну Видеха.

77 Анга – название царства, которое было расположено на правом берегу Ганги, около Бхагальпура в Бенгалс. Столицей Анги была Чампа, называвшаяся также Ангапури, которая, как полагают, была расположена на месте нынешнего Бхагальпура. Анги (мн. ч.) – на звание народа страны Анга.

78 Тригарта – «страна трех крепостей», древнее название княжества Джаландхара, являющегося частью района Лахора, а также название города Джаландхар близ западного берега Сетледжа в Панджабе. Тригарта была наиболее засушливой местностью в древние времена. Тригарты (мн. ч.) – название народа этой страны.

79 Дашарха – древнее название Дварки в Гуджерате. Дашархи – потомки Дашархи, ядавы, к которым принад лежал и Кришна.

80 Ракшаси – «ракшаска», женщина-ракшас.

81 Икшваку – имя сына Ману Вайвасвата, сына

Солнца. Икшваку почитается первым царем солнечной династии и родоначальником солнечного рода кшатриев. Согласно легендам, он царствовал в Айодхье (совр. Аудх).

82 Ваджапея – название одного из семи жертвоприношений сомы, которое совершалось царями или брахманами для достижения высшего положения и предшествовало жертвоприношению Раджасуя и Брихаспатисава.

83 Я сделаю ему, т. е. Шантану.

84 Сиддхи – букв. «преуспевший», разряд полубогов, отличающихся чистотой и благочестием, которые, согласно индийской мифологии, обитают в небесных сферах, между землей и солнцем.

85 Данави – форма женского рода от слова «данава», женщина-данава.

86 Якши – форма женского рода от слова «якша», женщина-якша.

87 Текущая тремя путями, т. е. текущая на небесах, на земле и под землею.

88 Джахну – имя великого риши, потомка царя Пуру раваса. Согласно легендам, река Ганга текла сначала в небесах. Когда она низвергнулась на землю, то приблизилась к тому месту, где совершал жертвоприношение великий риши Джахну. Разгневанный тем, что Ганга помешала его жертвоприношению, Джахну выпил ее всю, но после долгих просьб мудреца Бхагиратхи он выпустил ее из своего чрева. Поэтому Ганга называется «дочерью Джахну».

89 Апава – эпитет мудреца Васиштхи.

90 Камадугха, или камадхену, – мифическая корова, исполняющая все желания.

91 Хома – жертвоприношение, совершаемое посредством возлияния на священный огонь топленого масла.

92 Варуни – букв. «сын Варуны», мудрец Апава.

93 Индийская философия признает три основных фактора, три ценности (а позднее – четыре), которым может отдаваться каждый из людей: 1) закон, т. е. служение религии, науке или общественному благу, 2) польза, т. е. накопление материальных ценностей, 3) любовь, т. е. искание чувственных наслаждений, и 4) спасение, т. е. индивидуальное спасение души (появившееся в более позднее время). Три основных фактора – закон, польза и любовь – должны находиться в некотором равновесии, связанные друг с другом; однако ведущим, согласно предписаниям Махабхараты, является закон.

94 По мифологическим представлениям индийцев, боги должны обладать своими отличительными признаками: на них одежды без пыли, на голове свежие венки, они не потеют, не мигают глазами и стоят, не касаясь ногами земли. В сказании о Нале и Дамаянти дается такое описание этих признаков: «Она увидела всех богов, беспотных, с неподвижными глазами, лишенных пыли, в свежих венках и стоящих, земли не касаясь» (Nalopakhyanam, 5, 25).

95 Ямуна – древнее название реки Джумны, впадающей в Гангу у города Праяга (совр. Аллахабад).

96 Бхарата – «потомок Бхараты», «бхаратиец».

97 Бхишма – букв. «устрашающий», «наводящий страх». Девабодха комментирует: «Так как всех устрашает, поэтому Бхишма».

98 Хиранвати – река, протекавшая на Курукшетре.