Вы здесь:  

Главная страница

Мурари Кришна дас. Ведическая теория вибраций и работа ума

[стр. 10]

Мы постоянно используем эмпирическое знание. Мы пользуемся эмпирическим знанием, как в своей повседневной деятельности, так и во взаимодействии с некими внешними объектами материальной природы. И если это эмпирическое знание соответствует реальности, то такое знание можно по праву назвать достоверным знанием. Конечно, мы не сможем познать Абсолютную Истину эмпирическим путем. Поскольку абсолютная истина является личностью обладающей свободой воли, и она вольна выбирать, показаться нам или нет? И, однако, в сочетании с дедуктивным процессом познания мы можем весьма эффективно использовать эмпирическое знание.

 Как проявили себя современные ученые в истории человечества? Сам термин "современное знание" предполагает то, что мы называем "современной наукой", оформилось где-то порядка 300 лет тому назад. Хотя корнями своими это явление (современная наука) уходит в глубокую древность. И сводиться она к нашей пратьякше, т.е. к нашей возможности чувственного восприятия. Например, Брахма - первое рожденное существо. Он подверг вселенную эмпирическому исследованию. Вы знакомы с этим событием? Вы представляете себе о какой древности идет речь, о каких временах идет речь? Брахма пришел в сознание, и обнаружил, что он находиться где-то. И при помощи собственных чувств, он начал исследовать: что же окружает? Он обнаружил вокруг себя огромный цветок лотоса, он обнаружил, что он сидит в центре этого цветка лотоса. И затем он эмпирическим путем пытался обнаружить: что же дальше? что же вокруг? Однако, когда в поисках ответа на свой вопрос, он стал карабкаться вниз по стеблю лотоса, то он испугался, поскольку он оказался в каком-то темном страшном месте, где только ощущал дуновение ветра, и вокруг видел только тьму. Поэтому испуганный, он начал карабкаться вверх, и вновь вернулся на свой цветок лотоса. Это описано в «Шримад-Бхагаватам». И мы можем расценить это описание как первое в истории случая эмпирического исследования.

 Все это весьма соответствует нашей природе, поскольку, как мы говорили вчера, согласно философии Веданты, мы являемся живыми существами, обладающими чувствами. Т.е. мы чувствуем, мы думаем, мы переживаем, мы ощущаем. Для нас это совершенно естественно, потому что мы склонны использовать свои чувства для обретения знания. Эта наука - эта современная наука. Разумеется, чтобы уже завершить упомянутый пример, Брахма в дальнейшем понял, что ему необходимо помощь свыше. Ему понадобился некий намек. И конечно Господь Вишну намекнул ему. И он услышал: "Тапас". Это именно то, что он услышал. И он предался дедуктивному процессу восприятия. Я хочу сказать, что современная наука является продуктом человеческого любопытства, любопытства относительно приобретения знания. Знание, которое нельзя получить из авторитетных источников.

 

Современная наука корнями своими уходит в Европу. На тот момент, а речь идет о первом тысячелетии от Рождества Христова, Церковь являлась неким авторитетным источником, из которого якобы можно было получить знания. Церковь опиралась на христианскую традицию и на источники священных писаний. Но, однако, имелись вопросы, касающиеся Вселенной, вопросы, относительно окружающего мира. Очень древние вопросы в пределах философской науки, на которые церковь не могла дать вразумительного ответа. Во всяком случае, достаточно удовлетворительного ответа для ищущего человека.

Далее: