Вы здесь:  

Главная страница

Наше изначальное положение

Гл. 10 Высказывания Шрилы Прабхупады

Высказывания Шрилы Прабхупады 

«Вечно трансцендентные живые существа занимают промежуточное положение между внутренней и внешней энергией, поэтому их называют пограничной энергией Господа. По сути дела, живые существа не созданы для того, чтобы находиться под властью материальной энергии, но из-за своего ложного стремления господствовать над ней они попадают под ее влияние, и тогда их обусловливают три гуны материальной природы. Чистое знание вечно присуще живому существу, но внешняя энергия Господа застилает это знание, и ее покров так плотен, что кажется, будто живое существо вечно пребывает в невежестве» (Бхаг., 2.5.19, комм.).

*    *    *

«Аналогичным образом, Господу нет нужды создавать материальный мир, место страданий обусловленных душ, но вместе с тем существует категория живых существ, которых называют нитья-баддхами — вечно обусловленными. Их называют вечно обусловленными потому, что никто не в состоянии определить, когда живое существо, частица Верховного Господа, восстало против Его власти. Каждый может видеть, что существует два типа людей... Не задаваясь целью выяснить, когда возникли эти два типа людей, можно с уверенностью утверждать, что некоторые живые существа восстали против законов Бога. Таких живых существ называют обусловленными душами... Когда материальная энергия покрывает живые существа, они забывают о своей духовной природе, поэтому здесь употреблено слово мумухе, указывающее на то, что они забыли свою духовную сущность» (Бхаг., 3.26.5, комм.).

*    *    *

«Очевидно, что вид тела, которое получает живое существо, определяется его прошлой кармой. Этот процесс начался в незапамятные времена, и ему не видно конца. Вот почему

поэты-вайшнавы говорят: анади карама-пхале — невозможно определить, в какой момент времени началась кармическая деятельность живого существа, ибо она могла начаться даже в предыдущую эпоху жизни Брахмы» (Бхаг., 3.31.44, комм.).

* *     *

«„Вечно обусловленные" означает, что мы не знаем, когда именно оказались в обусловленном состоянии. Установить, в какой момент времени это произошло, невозможно, так как по природе своей живое существо необусловлено. Однако мы видим, что сейчас мы обусловлены, и невозможно определить, когда и как это произошло. Много, много жизней Брахмы. Не только одного Брахмы. Сменилось так много Брахм, а мы все еще обусловлены. Вот почему нас называют вечно обусловленными» (лекция по «Чайтанья-чаритамрите», 9 января 1967 г., Нью-Йорк).

* *    *

«Изначально мы все сознаем Кришну, мы чисты, сваччха. Сваччхатвам авикаритвам. Итак, викурванат, каким-то образом изменившись или придя в возбуждение... Анади карама-пхале, пади' бхаварнава-джале... Мы не можем определить, когда произошло это изменение... Можно попытаться проследить историю нашего падения, но это очень трудно, ибо анади карама-пхале — никто не может определить. Например, заболев, человек обращается к врачу. Нет смысла выяснять, когда и как он заболел. Он идет к врачу, и тот выписывает ему лекарство, соответствующее симптомам его болезни и диагнозу. Болезнь началась в определенный момент, но когда именно это произошло, установить невозможно. Поэтому говорится: анади карама-пхале. Анади. Анади означает... Ади значит „творение". Творение... до начала творения я осквернился этим желанием: иччха-двеша самуттхена» (лекция по «Шримад Бхагаватам», 1 января 1975 г., Бомбей).

* *    *

«Там также обитают бесчисленные духовные существа. Некоторых из них — тех, кто недостоин жить в духовном мире — отправляют в материальный мир. Та же самая мысль выражена в «Потерянном рае» Мильтона. Все мы, обусловленные души, по сути дела, попали сюда из «потерянного рая». Мы должны это понять... На самом деле мы вечные души. Нам ни к чему было получать материальное тело. Но когда именно мы его получили и как это произошло, определить нельзя. Это невозможно. Анади карала. Анади карама. Никто не способен установить, когда мы, обусловленные души, получили материальное тело» (лекция, 23 апреля 1969 г., Буффало, Нью-Йорк).

*    *    *

«Следующий твой вопрос звучит так: „.. .Мы вечно обусловлены, но когда мы предадимся Кришне, станем ли мы вечно свободными?" ...Ты не являешься вечно обусловленным. Мы вечно свободны, но, пожелав наслаждаться материальной жизнью, мы оказались в обусловленном состоянии и находимся в нем с незапамятных времен, поэтому кажется, будто мы обусловлены вечно. Невозможно определить, когда и как мы попали в материальное рабство, поэтому нас принято называть вечно обусловленными. На самом же деле живое существо не обусловленно. Живое существо всегда чисто. Однако его могут привлечь материальные наслаждения, и, как только оно решает отдаться им, оно сразу становится обусловленным. Но это состояние не вечно» (письмо Анируддхе от 14 ноября 1968 г.).