Вы здесь:  

Главная страница

Наше изначальное положение

Гл. 10 Высказывания Бхактивиноды Тхакура

Высказывания Бхактивиноды Тхакура

«Служение Шри Кришне — это вечная природа дживы. Когда джива забывает о своих взаимоотношениях [с Господом], она оказывается во власти майи, иллюзорной энергии, находящейся за спиной у Господа. С этого момента джива отворачивается от служения Верховному Господу Шри Кришне. Поскольку нежелание служить Господу возникает у дживы одновременно с приходом в мир майи, проследить историю ее падения в рамках времени и пространства не представляется возможным. Таков смысл выражения „вечно отвернувшийся". Вечная деятельность дживы, служение Шри Кришне, приняла искаженные формы, когда джива из-за своей склонности к забвению оказалась в пределах трехмерного мира» (Джайва-дхарма, с. 10).

называют забвение своей истинной природы, природы вечного слуги Кришны. Эта авидъя впервые проявилась за пределами материального времени. Зачаток кармы дживы появился тогда, когда джива находилась на стыке [миров чит и ачит]. Таким образом, начало кармы невозможно обнаружить в пределах материального времени, и по этой причине карма называется безначальной» (Джайва-дхарма, с. 248).

В «Джайва-дхарме» Бхактивинода Тхакур приводит высказывание Господа Чайтаньи из «Шри Чайтанья-чаритамриты»:

«Вечная природа дживы — быть вечным слугой Кришны. Джива принадлежит к татастха-шакти [пограничной энергии] Кришны и одновременно отлична и неотлична от Него. Когда джива забывает о Кришне, у нее возникает неприязнь к служению Кришне, и эта неприязнь не имеет начала, ибо зародилась еще до того, как джива воплотилась, заточенная в четырех стенах времени и пространства» (Джайва-дхарма, с. 8).

 «И все же многие не могут до конца понять, как это у кармы нет начала. Время, относящееся к материи, — это всего лишь материальное отражение времени чит. Оно представляет собой материальный элемент, необходимый для осуществления кармы. Джива находится под покровительством чит, трансцендентного, вечного времени Вайкунтхи, на которой нет ни прошлого, ни будущего, а только настоящее. Но, когда порабощенная джива вступает в материальное время, она оказывается во власти прошлого, будущего и настоящего и, став слугой три-калы, испытывает наслаждения и страдания. Материальное время происходит от чит-калы, а чит-кала не имеет начала. Следовательно, причина кармы дживы — неприязнь к Богу — возникает еще до того, как джива вступает в материальное время. Таким образом, беспристрастно рассуждая с позиции джада-калы, можно сказать, что истоки кармы лежат за пределами этого времени. Вот почему карму называют анади, не имеющей начала» (Шри Чайтанья-шикшамрита, с. 158).

 

Понятие «вечно обусловленный»