Вы здесь:  

Главная страница

Наше изначальное положение

Гл. 11 Книги, лекции и письма Прабхупады

Книги, лекции и письма Прабхупады 

Здесь снова нужно отметить, что утверждения, сделанные в письмах Шрилы Прабхупады, не могут превалировать над утверждениями в его комментариях. Его книги — это главным образом комментарии к общепризнанным авторитетным писаниям, принадлежащим к нашей традиции. Они являются шастрами — либо шрути, либо смрити. Его комментарии следует считать главным доказательством, а письма и прочие высказывания — второстепенным. Книги предназначены для всех, а письма и беседы обращены к конкретным людям. Абсолютными можно считать только те утверждения в его письмах, философия которых соответствует сиддханте, представленной в его книгах, и никакие другие. Если же в письмах он делает утверждения, не соответствующие сиддханте, это нужно воспринимать как его проповедническую тактику (Листья, с. 93).

По этому поводу можно сказать следующее:

1. В книгах Шрила Прабхупада говорит, что изначально душа находилась в обществе Кришны, а потом пала в материальный мир. Такая «проповедническая тактика» проходит красной нитью через все, что он говорил, будь то в книгах, статьях, беседах или публичных лекциях. Кстати, многие утверждения Прабхупады о том, что души могут пасть и иногда действительно падают, лишаясь возможности общаться с Господом, были сделаны именно в публичных лекциях, когда он, как всемирно известный ачарья, объяснял смысл богооткровенных писаний. Я сам видел, как Шрила Прабхупада настойчиво просил записывать его лекции на магнитофон, чтобы их потом могли слушать и преданные, и другие люди. Так что лекции его предназначались не только для «конкретных людей».

2. Приводя этот и многие другие аналогичные доводы, авторы исходят из того, что явные противоречия в утверждениях Прабхупады делают данные утверждения взаимоисключающими, и потому мы должны предпочесть одно утверждение другим. В этом случае утверждения одной категории, в частности, утверждения о том, что дживы падают, оставив общество Господа, должны быть отвергнуты как относящиеся к «проповеднической тактике», ибо они вступают в противоречие с так называемой сиддхантой предыдущих ачарьев.