Вы здесь:  

Главная страница

Наше изначальное положение

(2) Гл. 15 Выдержки из лекций и бесед Шрилы Прабхупады

(1)(2)(3)(4)(5)

(2) Гл. 15 Выдержки из лекций и бесед Шрилы Прабхупады

Прабхупада. Но ведь можно и не падать. Например, существует возможность, что ребенок когда-нибудь получит степень магистра. Но, если у него не будет образования, он ее не сможет получить. Если не дать ему образования, он так и останется неучем. Поэтому мы учим ребенка, чтобы эта возможность могла осуществиться.

нитйа-сиддха кршна-према садхйа кабху найа шраванади-шуддха-читте карайе удайа

И сами души, и возможность оставаться в духовном мире существуют вечно. Бог вечен, мы вечны, наши отношения с Богом вечны. Все вечно. Но, поскольку мы всего лишь крошечные частицы Бога, иногда мы падаем.

Хридаянанда. Они говорят: «Бог должен был создать нас такими, чтобы...»

Прабхупада. Кто вы такой, чтобы указывать Богу? Бог создал все совершенным. Он дал вам независимость, и, если вы падаете, это ваша вина. Бог создал вас совершенными. Он наделил вас независимостью, но если вы злоупотребите ею, то падете. Например, государство позволяет каждому человеку жить свободно и независимо. Почему же вы становитесь преступником и попадаете в тюрьму? Это ваша вина. Хридаянанда. Они говорят, что Богу следовало бы создать нас такими, чтобы...

Прабхупада. Что значит «следовало бы создать»?! Он уже создал вас совершенными. Именно потому, что вы созданы совершенными, у вас есть независимость и вы можете ею злоупотребить. Вы не мертвый камень, вы созданы совершенными. Йе йатха мам прападйанте. Вы можете отправиться куда угодно, сарва-га. Вы можете подняться на Вайкунтху. Вы можете отправиться на высшие планеты — йанти дева-врата деван, а можете — в ад. Если вы отправляетесь в ад, это ваш выбор. Бог наделил вас всеми совершенствами. Пурнам идам пурнам адах пурнат пурнам удачйате: все сущее обладает законченностью и совершенством, и, поскольку вы совершенны, у вас есть независимость. Но, если вы злоупотребляете своей независимостью, вы становитесь несовершенными.

С другой стороны, хотя сейчас вы несовершенны, если вы будете правильно использовать свою независимость, то снова станете совершенными. В этом суть Движения сознания Кришны. Движение сознания Кришны призвано помочь несовершенным людям достичь совершенства. Вот что такое сознание Кришны. Глупцы говорят: «А мы уже совершенны». Они такие же падшие, как и все, но считают себя совершенными. Так действует майя. Асурйм ракшасйм чаива мохинйм пракртим шритах. Кришна создал вас совершенными — это бесспорно. Например, некоторые мои ученики оставляют это Движение, уходят. В чем причина? Кто несовершенен? Наше Движение или те, кто из него уходит? Хрндаянанда. Те, кто уходит.

Прабхупада. Да, несовершенны те, кто уходит. Наше Движение совершенно. Причина их несовершенства в том, что они злоупотребляют своей независимостью. Они думают, что так для них будет лучше, — и отправляются в ад. Что тут поделаешь? У каждого есть независимость, и это — совершенство. Хрндаянанда. То есть получается, что люди, выдвигающие подобные аргументы, просто ленивы. Они не хотят вручить себя Богу. Поэтому они начинают обвинять Бога. Прабхупада. Да. Они стали несовершенными и потому обвиняют Бога. Они забывают, что Бог всесовершенен, и в этом проявляется их несовершенство. Они называют Бога всесо-вершенным — и тут же обвиняют Его. Разве не глупо? Если вы признаете, что Бог всесовершенен, как же вы можете Его в чем-то обвинять? Бог всесовершенен, Он всегда совершенен. В этом смысл слова «всесовершенный». Оно не означает «иногда совершенный, а иногда несовершенный»...

Умапати. Некоторые спрашивают: если, как вы утверждаете, Бог всемогущ, почему Он вообще допускает, чтобы я пал? Прабхупада. Что-что?

Умапати. Если Бог обладает таким могуществом, почему Он допускает, чтобы я пал? Почему Он не спасает меня от моей же глупости? Почему Он не?..

Прабхупада. Он спасает вас, но вы не делаете то, что Он вам велит.

Умапати. Да, об этом они забывают.

Прабхупада. Например, я говорю: «Повторяйте шестнадцать кругов маха-мантры». Если вы их не повторяете, что я могу поделать? Вы сами виноваты.

Сатсварупа. Если бы Бог силой заставлял нас оставаться с Ним, мы не могли бы любить Его.

Прабхупада. Что? Нет, нет, силой — это нехорошо. Сила и так есть. Существует другая сила — майя (беседа, Лос-Анджелес, 6 декабря 1973 г.).

***

Бхактиджана. Если мы — неотъемлемые частицы Кришны, как же мы могли сделать неправильный выбор? Как мы могли предпочесть материальный мир духовному? Прабхупада. Это потому, что у вас есть независимость. Посмотри: многие приходят к нам, становятся учениками, но потом уходят. Вчера Киртанананда навестил Ранчору, стал звать его обратно, а тот говорит: «Да я уже давно забыл о сознании Кришны!» Так что вы можете забыть. Или еще один ученик, Уолли, он тоже приходил к нам. «Пожалуйста, можешь уходить!» Допустим... Если вы решили уйти из Общества сознания Кришны, если вы говорите: «Я не хочу быть в этом Обществе», — кто вас будет держать? Если хотите, можете уйти. У вас есть эта независимость, и вы можете ею злоупотребить. Бхактиджана. Но ведь Кришна нас примет, если мы захотим вернуться?

Прабхупада. Кришна всегда готов нас принять. Он всегда нас ждет. Но мы злоупотребляем независимостью, которую Он нам дал, и из-за этого попадаем в сети майи. Вот в чем наше несчастье. Мы сами являемся причиной этого несчастья и сами же можем стать причиной своего счастья. «Человек — хозяин своей судьбы». Если вы обретете сознание Кришны, это принесет вам счастье. А если останетесь в сознании майи, это принесет вам несчастье. Вы сами творите свою судьбу. Бхактиджана. А те души, которые вообще никогда не были обусловленными, у них тоже есть независимость? Прабхупада. Да, но они не злоупотребляли ею. Они знают: «Мое предназначение — служить Кришне». И, служа Кришне, они счастливы.

Бхактиджана. А они могут злоупотребить своей независимостью?

Прабхупада. Да, они тоже могут ею злоупотребить. Такая возможность есть у каждого. У тебя вопрос? Кто-то из учеников. Если я не ошибаюсь, как-то раз вы сказали, что душа, которая достигла совершенства и, покинув этот мир, отправилась на Кришналоку, больше не может пасть обратно в материальный мир.

Прабхупада. Нет, может! Она может вернуться в материальный мир, но не делает этого. Допустим, вам довелось прикоснуться к огню. Если вы разумный человек, то больше этого делать не будете. И те, кто возвращается к Богу, становятся разумными. Почему мы хотим вернуться к Богу? Например, я дал обет отречения от мира. Прежде чем дать этот обет, прежде чем оставить семью, я все взвесил. И теперь, если кто-нибудь предложит мне: «Свамиджи, женитесь, пожалуйста, снова, обзаведитесь семьей, и мы вам дадим миллиард долларов», — я ни за что не соглашусь, потому что у меня уже есть печальный опыт семейной жизни. Ни за что не соглашусь. Тот, кто достаточно разумен, кто действительно познал горечь материального существования, ни за что, ни за что не согласится сюда вернуться. Но те, кто не обрел такого понимания, думают: «Материальные наслаждения — это так замечательно, я не хочу от них отказываться. Я буду втайне от всех наслаждаться, а на людях делать вид, что я саннъяси». Некоторые именно так и поступают...

Бхактиджана. Была ли моя душа когда-нибудь свободной? Прабхупада. Это тебе лучше знать. Я не знаю. Бхактиджана. Если когда-то я был свободен... Прабхупада. Ты и сейчас свободен. Ты свободен, просто твое истинное «Я» скрыто тучами. Разгони эти тучи. Что значит «был ли я когда-нибудь»? Ты всегда свободен. Небо всегда духовно, но иногда его заволакивают тучи майи. Вот что значит «оказаться в майе». Ты не находишься в обусловленном состоянии, тебе это просто кажется. Иногда человеку снится, что на него напал тигр, но на самом деле тигр на него не нападал. Никаких тигров поблизости нет. Нужно проснуться, пробудиться от этого сна. Тебе никогда не снилось, что на тебя

напал тигр? Но разве ты действительно был в пасти у тигра? Тебе это просто казалось. Если ты будешь развивать в себе сознание Кришны, к тебе перестанут приходить эти глупые мысли. Мы должны стараться постоянно думать о Кришне, чтобы у нас никогда не было таких снов. У тех, кто постоянно бодрствует, не бывает снов. Поэтому развивайте в себе сознание Кришны, и вы всегда будете находиться в состоянии бодрствования.

На этом мы сегодня остановимся. А теперь раздайте прасад (окончание лекции по «Чайтанья-чаритамрите», Сан-Франциско, 18 февраля 1967 г.).

***

Гуру-крипа. Некоторые спрашивают: «Вот вы говорите, что в духовном мире нет никаких тревог, нет ни рождения, ни смерти, нет вообще ничего материального, — но, если там все так замечательно, так духовно, если все живут чисто духовной жизнью, как же в таких условиях у кого-то может возникнуть зависть к Кришне?» Это очень... Ачьютананда. Первородный грех. Судама. Почему мы завидуем...

Гуру-крипа. Если там вообще нет ни зависти, ни других дурных качеств, которые мы встречаем в материальном мире... Прабхупада. Да. Гуру-крипа. Тогда как же...

Прабхупада. Все дело в независимости. У вас есть независимость. Несмотря на все эти преимущества духовного мира, вы можете нарушить его законы, поскольку у вас есть некоторая независимость.

Судама. Это очень трудно понять.

Прабхупада. Нет, это не трудно. Это не трудно понять.

Ачьютананда. Понять не трудно, просто люди не хотят этого

понимать.

Прабхупада. Вы — неотъемлемые частицы Бога. Бог полностью независим, а вы, как Его частицы, обладаете небольшой, частичной независимостью...

Ачьютананда. Но ведь в «Гите» сказано, что, достигнув царства Бога, душа никогда не возвращается в материальный мир.

Прабхупада. Но если душа захочет, она может сюда вернуться.

Ачьютананда. Она может вернуться.

Прабхупада. У нас есть эта независимость, небольшая независимость, и мы можем ею злоупотребить. Кршна-бахирмукха хана бхога ванчха каре. Причина нашего падения именно в том, что мы злоупотребили своей независимостью (беседа, Майяпур, 19 февраля 1976 г.).

***

Прабхупада. Итак, вам просто нужно постичь Кришну, тогда вы возродите свое духовное тело.

Гость (переводит Хридаянанда). Как, то есть почему наше духовное тело оказалось покрыто материальным телом? Прабхупада. Почему, когда человека сажают в тюрьму, его тело оказывается покрытым другой одеждой? Когда человек попадает в тюрьму, ему приходится сменить свою одежду на тюремную. Так и тому, кто попадает в материальный мир, приходится получить материальное тело. Таков закон. Не будь у вас материального тела, как бы вы могли испытывать материальные чувственные удовольствия? Это как в театре: если вы собираетесь выступать на сцене, вам в зависимости от вашей роли потребуется определенная одежда. Вот почему материальное тело сравнивается с одеждой. Найдите этот стих: васамси джйрнани йатха вихайа (беседа, Венесуэла, Каракас, 21 февраля 1975 г.).

***

Ученик, Я слышал запись... на одной утренней прогулке вы сказали, что тот, кто достиг духовного мира... Вас спросили, правда ли, что такие души никогда уже не вернутся сюда, и вы ответили, что если они захотят, то могут вернуться в материальный мир.

Прабхупада. Ты с этим не согласен?

Ученик. Мне просто было интересно: если душа, достигшая духовного мира, становится вечно свободной, как же она может вернуться в материальный мир? По своему желанию?