Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Наше изначальное положение

(3) Гл. 15 Выдержки из лекций и бесед Шрилы Прабхупады

(1)(2)(3)(4)(5)

(3) Гл. 15 Выдержки из лекций и бесед Шрилы Прабхупады


Прабхупада. Да. Если душа захочет, она может снова прийти в материальный мир. Она всегда может сделать этот выбор. Например, из Индии я приезжаю сюда. Но я могу и не приезжать. У меня есть право выбора (беседа, Денвер, 3 июля 1975 г.).

***

Прабхупада. Ведь живые существа падают из духовного мира. Вспомните случай с Джаей и Виджаей. Вероятность падения существует всегда. Того, кто отступает от духовных принципов, ждет падение, даже если он находится на Вайкунтхе, что уж говорить о материальном мире. Души, утратившие свою чистоту, не могут оставаться на Вайкунтхе, в духовном мире. Они неизбежно падают...

Ученик. Шрила Прабхупада, в своих книгах вы очень часто говорите, что мы пали в материальный мир из-за нашей зависти или независимости. Прабхупада. Есть много разных причин. Ученик. Я никак не могу в этом разобраться. Если по своей природе мы — неотъемлемые частицы Кришны, как же в этом изначальном, вечном положении, исполненные знания и блаженства... Сейчас я по опыту знаю, насколько сильна материальная энергия, и имею какое-то представление о том, как действует майя, но, если в духовном мире я обладал полным знанием, значит, я должен был очень хорошо знать, как действует майя и как мне избежать падения. Прабхупада. Ты читал о Джае и Виджае — Хираньякашипу и Хираньякше? Они были привратниками в царстве Кришны. Как же они пали? Ты читал об этом? Ты читал историю Хираньякашипу или Хираньякши? Ученик. Да, Прабхупада.

Прабхупада. Так как же они пали? Они жили на Вайкунтхе. Это близкие спутники Кришны, охраняющие вход на Вайкун-тху. Как получилось, что они пали? Из этой истории понятно, что душа может пасть в любой момент.

Ученик. Ну, несмотря на то что они были членами семьи Кришны, они захотели наслаждаться в материальном мире.

Прабхупада. Какой бы ни была причина падения, ясно, что оно имеет место. Поскольку мы, живые существа, не обладаем таким могуществом, как Кришна, мы можем пасть с Вайкунтхи в любой момент...

Прабхупада. Итак, даже если я нахожусь на Вайкунтхе, стоит мне подумать: «Почему я должен служить Кришне? Почему бы мне самому не стать Кришной?», — как я падаю. Ничего странного в этом нет. Слуга служит своему господину и иногда может подумать: «Вот если бы я был господином, а не слугой...» Те, у кого возникает такая мысль, пытаются стать Богом. Они находятся во власти иллюзии. Им никогда не стать Богом, это невозможно. Но они думают, что смогут. Випина. А почему Кришна не защищает нас, почему Он позволяет таким желаниям возникать у нас? Прабхупада. Он защищает. Он говорит: «Не будь негодяем, не желай этого. Лучше вручи себя Мне». Но, поскольку вы негодяй, вы не вручаете себя Кришне. Випина. Почему же Кришна не спасает меня от таких мыслей? Прабхупада. Если бы вы не могли думать таким образом, у вас не было бы независимости. Випина. И мы не могли бы любить Кришну. Прабхупада. Это насилие. (Неразборчиво.) према. В Бенгалии есть поговорка о юноше, который схватил девушку и требует: «Люби меня, люби меня, люби меня». Разве это любовь? (Все смеются.) «Люби меня, а не то я тебя убью». (Все смеются.) Разве это любовь? Кришна не хочет, чтобы мы любили Его вот так, под дулом пистолета: «Люби меня, а не то я тебя убью». Это не любовь, а насилие. Любовь должна быть взаимной, добровольной, радостной — тогда это любовь. А когда любить заставляют — это насилие... Почему одного называют любовником, а другого — насильником? (лекция по «Бхагавад-гите», Гонолулу, 4 июля 1974 г.)

***

не станем. Кто-то может захотеть стать Богом, но разве это возможно? И все же они пытаются. Бхрамадбхих пурушаих. Оказавшись во власти этого заблуждения, душа переходит из одной формы жизни в другую в тщетных попытках обрести счастье. «Я хочу жить в этом теле или в том, в этом, в том...» Так происходит падение души. Она уже пала с Вайкунтхи. Душа пала в материальный мир и здесь по-прежнему пытается стать Богом (лекция по «Шримад Бхагаватам», Лос-Анджелес, 15 июня 1972 г.).

***

Сейчас мы находимся во власти внешней, материальной энергии. Мы поступили в ее распоряжение, подобно тому как преступники поступают в распоряжение тюремного начальства. Те, кто не сидит в тюрьме, свободны. Они идут, куда хотят, делают, что хотят, но при этом соблюдают закон. Так и число свободных живых существ больше числа обитателей материального мира. Нитъя-мукты, вечно свободные. Они живут в духовном мире, на Вайкунтхах. Нитъя-мукты. Слово нитъя-мукта означает «вечно свободный». Такие души никогда не падают в материальный мир. А мы — нитъя-баддхи, всегда обусловленные, вечно обусловленные души.

«Вечно обусловленные» означает... На самом деле мы не можем быть вечно обусловленными, ведь мы — частицы Кришны. В своем естественном состоянии мы всегда, вечно свободны. Но из-за того, что мы захотели имитировать Кришну, захотели, подобно майявади, сами стать Кришной, мы оказались в обусловленном состоянии. В духовном мире Кришна — единственный наслаждающийся. Экам эва ади-тийам (?). Ахам, бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махешварам. Сарва-лока. Ему принадлежат не только Вайкун-тхалоки, но и материальные планеты. Кришне принадлежит все: Он — верховный владыка. Поэтому Он — верховный наслаждающийся. Никто из нас не может быть наслаждающимся. Мы просто должны быть слугами — это наше естественное положение. Если собака служит хорошему хозяину, она счастлива. А если у нее нет хозяина, значит, она просто бездомная. Никому до нее нет дела, никто о ней не заботится. Иногда бездомных собак даже убивают. Таким образом, когда мы всецело находимся под покровительством Верховного Господа, это наше здоровое состояние, наша истинная жизнь. А если мы отказываемся быть подчиненными, отказываемся действовать под началом Верховного Господа, то попадаем во власть иллюзии. Мы оказываемся в распоряжении материальной природы и в зависимости от своей деятельности получаем те или иные тела. Существует 8 400 ООО типов тел, и мы получаем одно тело за другим (лекция по «Шримад Бхагаватам», Майяпур, 20 июня 1973 г.).

***

Д-р Джон Майз. Меня беспокоит вот какой вопрос: почему душа... Я понимаю, что, согласно вашему учению, первоначально душа является частью духовного мира, частицей Бога, а затем из-за гордыни падает, утрачивая все свое блаженство. Это очень напоминает христианскую концепцию, согласно которой дьявол за свою гордыню был изгнан из рая. Но меня все равно поражает, как душа могла уйти от Бога, ведь это же такая глупость, такое безумие. Прабхупада. В этом проявляется независимость души. Д-р Джон Майз. Независимость.

Прабхупада. Вместо того чтобы использовать свою независимость правильно, душа злоупотребляет ею и из-за этого падает.

Д-р Джон Майз. Простите, как вы сказали? Прабхупада. Душа падает. Д-р Джон Майз. Падает.

Прабхупада. Она падает, поскольку у нее есть независимость. Например, у вас есть независимость. Сейчас вы сидите, но, если вам не захочется меня слушать, вы можете встать и уйти. Д-р Джон Майз. Если мне что? Прабхупада. Если вам не захочется меня слушать. Д-р Джон Майз. Понятно.

Прабхупада. У вас есть некоторая независимость. У меня она тоже есть. Например, я мог бы с вами и не беседовать. Стало быть, какая-то независимость у нас есть всегда. Поскольку душа — неотъемлемая частица Бога, ее долг — всегда служить Ему.

Д-р Джон Майз. Всегда?.. Прабхупада. Служить Господу. Д-р Джон Майз. Служить Господу.

Прабхупада. Например, палец — часть моего тела, и, когда я отдаю ему какое-то распоряжение, он тут же его выполняет. Я говорю: «Сделай это», — и он беспрекословно подчиняется. Но палец состоит из мертвой материи. Он действует механически. Это как машина: мозг управляет пальцем, и тот действует. Все наше тело подобно машине, но душа не является частью этой машины, она действует не механически. Душа — это духовная частица. Поэтому, если я велю своему пальцу что-то сделать, он, как часть машины, подчинится мне, но, если я велю сделать что-то своему другу или слуге, он может и не выполнить мое распоряжение. Злоупотребив своей независимостью, душа падает. Так начинается ее материальная жизнь. «Материальная жизнь» означает неправильное использование своей независимости. Например, долг сына — слушаться отца. Но иногда, в минуты безумия, сын перестает слушаться отца. Так вот, когда душа, злоупотребив своей независимостью, впадает в безумие, ее отправляют в материальный мир. Д-р Джон Майз. Меня все равно поражает, как можно совершить такую глупость.

Прабхупада. Вы обладаете независимостью и потому, если захотите, можете стать глупым, а иначе нет смысла говорить о независимости. Слово «независимость» подразумевает, что вы можете делать все, что хотите. В «Бхагавад-гите» сказано: йатхеччхаси татха куру. (Ученикам.) Найдите этот стих в восемнадцатой главе. Там как раз говорится о независимости. Поведав Арджуне всю «Бхагавад-гиту», Кришна сказал: «А теперь поступай, как хочешь». Кришна вовсе не заставлял Арджуну следовать учению «Бхагавад-гиты». Он предоставил ему независимость: «Поступай, как хочешь». И Арджуна согласился исполнять волю Кришны: «Теперь я избавился от иллюзии и буду делать то, что Ты велишь мне». Этим он, опять-таки, проявил свою независимость.

Бахулашва. Мы нашли это место в восемнадцатой главе. Дхармадхьякша.

 

ити те джнанам акхйатам

гухйад гухйатарам майа вимршйаитад ашешена

йатхеччхаси татха куру

 

«Итак, Я открыл тебе самое сокровенное знание. Тщательно обдумай Мои слова, а потом поступай, как считаешь нужным».

Прабхупада. Да. Вы спрашиваете: «Как могла душа совершить такую глупость?» Душа совершила эту глупость, злоупотребив своей независимостью. Бывает, что сын разумного человека вдруг совершает глупость. Почему это происходит? Сын — это плоть от плоти отца и потому должен стать таким же разумным, как отец. Однако он не становится таким, как отец. Я помню, в Аллахабаде был известный юрист, крупный адвокат, мистер Баннерджи. Его старший сын тоже был адвокатом, а младший из-за дурного общения стал экала-валой. Экала значит... В Индии можно видеть экипажи, запряженные одной лошадью. Так вот, этот сын захотел стать экалой, кучером такого экипажа. Он влюбился в женщину из низшей касты и в результате общения с ней стал экалой. Есть много подобных случаев. Вспомните историю Аджамилы: он был брахманом, а затем очень низко пал. Так что душа всегда может злоупотребить своей независимостью. Бахулашва. Шрила Прабхупада, когда живое существо, оскверненное соприкосновением с материей, совершает какой-то глупый или безрассудный поступок, мы называем это влиянием тамаса, невежества, но из-за чего мы совершаем такие поступки в духовном мире, ведь там наше сознание чисто? Или в духовном мире на нас тоже действует какая-то сила, из-за которой мы оказываемся в иллюзии? Прабхупада. Да. Например, Джая и Виджая совершили ошибку. Они не пустили на Вайкунтху четырех Кумаров. И Кума-ры, рассердившись, прокляли Джаю и Виджаю: «Вы не достойны оставаться в духовном мире». Таким образом, иногда мы допускаем ошибки. И когда мы злоупотребляем своей независимостью, это тоже наша ошибка. Кроме того, мы подвержены падению потому, что размеры наши очень малы. Например, крошечная частица огня, искра, — это тоже огонь, но она может погаснуть. Само пламя не гаснет. Подобно этому, Кришна — огромное пламя, а мы — Его неотъемлемые частицы, крошечные искорки. В пламени очень много искр, и все они ярко горят.