Вы здесь:  

Главная страница

Наше изначальное положение

(4) Гл. 15 Выдержки из лекций и бесед Шрилы Прабхупады

(1)(2)(3)(4)(5)

(4) Гл. 15 Выдержки из лекций и бесед Шрилы Прабхупады

Однако, если искра падает, она гаснет... Д-р Джон Майз. Все ли души рано или поздно падают из духовного мира, или же некоторые из них не совершают этой глупости, не падают, а всегда остаются верными Богу? Прабхупада. Нет, есть души... Большинство душ, девяносто процентов, никогда не падают, никогда не уходят от Бога. Д-р Джон Майз. Значит, мы относимся к тем десяти процентам, которые ушли.

Прабхупада. Да, десять процентов или даже меньше. В материальном мире все живые существа... Это как тюрьма: в тюрьме находится какая-то часть населения, но не большинство. Большая часть населения живет за пределами тюрьмы. Так и большинство живых существ, неотъемлемых частиц Бога, находится в духовном мире. Лишь немногие из них падают в материальный мир.

Д-р Джон Майз. А Кришна знает заранее, что душа совершит эту глупость, что она падет?

Прабхупада. Кришна? Да, Кришна может знать, ибо Он всеведущ.

Д-р Джон Майз. И что же, все время падают все новые и новые души?

Прабхупада. Не все время. Но некоторые падают — не все, но некоторые, поскольку у души есть независимость... Не каждая душа злоупотребляет своей независимостью. Например, когда правительство строит город, в этом городе, помимо всего прочего, сооружается тюрьма. Правительство знает: некоторые люди будут совершать преступления, поэтому нужно построить дом и для них. Логика очень простая. Это не значит, что все граждане станут преступниками, но все же некоторые из них будут совершать преступления, и правительство об этом знает. А иначе зачем строить тюрьму? Кто-то может спросить: «Вот вы строите тюрьму — а где же преступники?» Правительство знает, что преступники появятся. Так что если правительство, состоящее из обыкновенных людей, может это знать, то почему Бог не может заранее знать, что некоторые души падут? У них есть такая склонность. Д-р Джон Майз. А как появляется эта склонность? Прабхупада. Что?

Д-р Джон Майз. Откуда у них такая склонность? Прабхупада. Эта склонность не что иное, как независимость души. Само слово «независимость» подразумевает, что ее можно использовать правильно, а можно и злоупотребить ею. Вот что такое независимость. Если бы у нас не было выбора, если бы мы не могли пасть, мы были бы лишены независимости. Это значило бы, что Кришна заставляет нас служить Ему. Но Кришна говорит: йатхеччхаси татха куру — «Как хочешь, так и поступай».

Джаятиртха. Поскольку Кришна независим, Его частицы... Прабхупада. Да. Его неотъемлемые частицы тоже должны обладать некоторой долей независимости. Слова «неотъемлемая частица» означают, что в качественном отношении... Взять, например, каплю морской воды: она состоит из тех же химических элементов, что и само море. И мы, живые существа, подобны такой капле. Кришна абсолютно независим, и мы тоже обладаем независимостью, только в очень малой степени (беседа, Лос-Анджелес, 23 июня 1975 г.).

***

Ученик. В духовном мире мы служим Кришне, и нас с Ним связывают идеальные отношения, так почему же, будучи слугами Кришны, мы все-таки падаем в материальный мир? Прабхупада. Потому что вы хотите пасть. В шастрах говорится: «Не падайте». Но стоит вам соприкоснуться с материальной природой, как вы падаете.

Ученик. Шрила Прабхупада, я не понимаю, как у нас может возникнуть нечистое желание, если мы уже служим... Прабхупада. У вас есть некоторая свобода. Почему многие люди идут не сюда, а в пивную? Потому что им так хочется.

Это желание возникло у них под влиянием другой гуны материальной природы... (лекция по «Бхагавад-гите», Мельбурн, 25 июня 1974 г.)

***

Ученик. В «Шримад Бхагаватам» сказано, что Кришна не хотел, чтобы мы приходили в материальный мир. Если Кришна этого не хотел, то почему мы здесь находимся? Прабхупада. Да, Кришна не хотел, но вы заставили Его позволить вам прийти сюда. Иногда ребенок заставляет родителей что-то ему позволить. Отец говорит: «Не делай этого, сынок, не ходи туда». Но сын настаивает: «Нет, я должен пойти туда. Я должен». — «Ну что ж, иди, попробуй. Но знай: тебе придется страдать». Что тут поделаешь? Бог в высшей степени независим, всемогущ, поэтому у вас, Его детей, тоже есть это качество. У вас есть некоторая независимость, и Бог не лишает вас этой небольшой независимости. Если вы настаиваете: «Я должен пойти, я хочу наслаждаться сам», — Бог говорит: «Ну ладно, иди». Вот как это происходит. Вы не можете прийти в этот мир без разрешения Бога, но, если вы настаиваете, Бог дает это разрешение, и вы приходите сюда наслаждаться. В соответствии со своими желаниями вы получаете самые разные тела, становясь то Господом Брахмой, то навозным червем. Совершая различные поступки, вы сами создаете эти тела и, находясь в них, наслаждаетесь и страдаете. Вот так. Это объясняется в «Бхагавад-гите». Пракрти-стхо хи бхункте пракрти-джан гунан. И как только вы приходите сюда, вас начинают наказывать; на самом деле вы не наслаждаетесь, а подвергаетесь различным наказаниям.

В жизни много таких примеров. Какому-нибудь юноше, сыну очень богатого человека, вдруг приходит в голову мысль: «Зачем мне подчиняться отцу? Лучше я уйду из дома и буду наслаждаться свободой». Свободой. Но какой свободы ты хочешь? Ты и так сын богатого человека. Твой отец необычайно богат и влиятелен, и ты можешь пользоваться всем, что ему принадлежит. Какой же ты хочешь независимости? Это желание преступно. Преступно. Мы дети Бо-

га, неотъемлемые частицы Бога, а Бог всемогущ. Наш Отец всемогущ, но мы покинули Его и пришли в материальный мир, чтобы наслаждаться независимо. Это преступное желание, и из-за него мы страдаем. В данном стихе это объясняется: пракрти-стха — «помещенный в материальный мир», пуруша, бхункте пракрти-джан гунан — «он наслаждается, но объектом его наслаждения являются гуны материальной природы» (лекция по «Бхагавад-гите», Мельбурн, 27 июня 1974 г.).

***

Прабхупада. «Я не брахман, не кшатрий, не шудра, не брах-мачари, не грихастха, не ванапрастха...» В основе ведической цивилизации лежит деление общества на варны и ашрамы, поэтому Чайтанья Махапрабху упоминает о них. Но при этом Он говорит: «Я не принадлежу к какой-либо варне или ашраму». Тогда кто же Ты? Гопй-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах: «Я — вечный слуга покровителя гопи». То есть Кришны. Чайтанья Махапрабху объяснял: джйвера сварупа хайа нитйа-кршна-даса. Это значит, что по своей изначальной природе мы — вечные слуги Кришны. Некоторые из этих слуг, взбунтовавшись против Кришны, отправились в материальный мир. И Кришна приходит в этот мир, чтобы вызволить их отсюда (лекция по «Бхагавад-гите», Бомбей, 21 марта 1974 г.).

***

Ученик. Предположим, душе посчастливилось вернуться в свое изначальное положение в духовном мире. Как ей избежать новых падений?

Прабхупада. Как Никсон лишился своего положения? Из-за чего ваш президент, Никсон, лишился своего положения? Он занимал такой высокий пост — как же он его лишился? Ученик. Его сместили.

Прабхупада. Да. Его заставили уйти со своего поста. Но почему?

Тамала-Кришна. Он нарушил правила игры. Прабхупада. Каждое живое существо и в духовном мире, и даже здесь подвержено падению. У нас есть некоторая независимость, и, когда мы злоупотребляем ею, мы падаем. Не думайте, что, если человек стал президентом, он не может лишиться этого положения. Если он исполняет свои обязанности несовершенным образом, его сместят. Точно так же, если у вас возникают несовершенные мысли... Суть в том, что в духовном мире все служат Господу. Никаких других занятий там нет, тогда как в этом мире все служат своим чувствам. Каждый пытается получить то, что ему нравится. Служение есть и в материальном мире, но это служение не Господу, а себе, своим чувствам. В духовном мире никто не служит своим чувствам. Все заняты только служением Господу. Вот что такое духовный мир. Однако стоит вам подумать: «Почему я должен служить Кришне? Почему бы мне не стать независимым?», — как вы падаете. У вас есть склонность так думать.

кршна бхулийа джива бхога ванчха каре пашате майа таре джапатийа дхаре

Стоит душе забыть о служении Богу и пожелать самой стать Богом, как она оказывается в плену майи, в материальном мире (лекция, Атланта, 2 марта 1975 г.).

***

Парамахамса. Говорится, что тот, кто наконец пришел к Кришне, уже никогда не возвращается в материальный мир. Однако Джагай и... те двое привратников — ведь они вернулись?

Прабхупада. Душа может вернуться, но добровольно. Она может вернуться.

Парамахамса. Если сама захочет. Прабхупада. Да.

Парамахамса. Значит, мы можем уйти в духовный мир, а потом вернуться? Прабхупада. Да. Парамахамса. Пасть?

Прабхупада. Да. Как только мы думаем: «В материальном мире так замечательно», — Кришна говорит: «Ну хорошо, иди». Например, сейчас людей не интересует сознание Кришны. Разве оно их интересует? Нет. Они хотят наслаждаться жизнью в материальном мире. И им дается эта возможность — а иначе о какой свободе воли может идти речь? У каждого живого существа есть некоторая свобода воли, и, если оно хочет наслаждаться в материальном мире, Кришна по Своей доброте дает ему такую возможность: «Хорошо, наслаждайся». Например, некоторые мои ученики уходят из Общества сознания Кришны, возвращаются к материальной жизни. Их никто не заставляет, они делают это по собственной воле. Правительство никого не зовет в тюрьму: «Приходите, у нас есть тюрьма, мы вас ждем». Человек по собственной воле попадает в тюрьму, потом выходит из нее, потом может опять попасть в тюрьму. Так и происходит. Кршна-бахирмукха хана бхога ванчха каре, никата-стха майа таре джапатийа дхаре. В государстве есть полиция (помните, недавно проезжала полицейская машина), но обычно мы с ней не соприкасаемся. Однако, если человек совершит преступление, его арестуют и заберут в полицейский участок. Так и майя существует всегда, но в плену у нее оказываются только те, кто не предан Кришне. Только они. Поэтому Кришна говорит: мам эва йе прападйанте майам этам таранти те — «Того, кто вручил себя Мне, майя больше не трогает» (беседа, Лос-Анджелес, 13 мая 1973 г.).

Всему виной стремление к чувственным удовольствиям. Любой, кто пришел в этот мир... Индрийартха артха-ва-динах. Единственное, к чему они стремятся, — это чувственные удовольствия. Только и всего. Это относится к каждому, будь то Брахма или крошечный муравей. Все, кто ищет чувственных удовольствий, живут в материальном мире. Это падшие души, ибо они пошли на поводу у своих чувств. Такие души не могут оставаться в духовном мире, на Вайкунтхе. На Вайкунтхе только один наслаждающийся — Верховный Господь. Нужно доставлять наслаждение только Его чувствам,

а не чьим-то еще. И это называется бхакти (лекция по «Шримад Бхагаватам», Лос-Анджелес, 20 мая 1972 г.).

***

Но если вы всегда верны наставлениям... А если вы перестаете следовать этим наставлениям, то как же вы сохраните свою вечную жизнь? Вы должны всегда строго следовать наставлениям, тогда вам нечего бояться. Если же вы падаете — это ваша вина. Например, все мы находились на планетах Вайкунтхи, но, из-за того что у нас возникло желание наслаждаться в материальном мире, мы пали, подобно Джае и Виджае. А теперь мы пытаемся туда вернуться. Вот почему мы говорим: «Вернуться домой, к Богу». Существует определенный метод. Если мы применяем его, то возвращаемся к Богу. Если же мы падаем — это наша вина. Итак, Ришабхадева объясняет, что жизнь дана человеку для тапасъи и мы не должны растрачивать ее впустую, подобно собакам и свиньям.