Вы здесь:  

Главная страница

Наше изначальное положение

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Обозначения времени в «Шримад-Бхагаватам»

Обозначения времени в «Шримад Бхагаватам»

В «Шримад Бхагаватам» слово анади встречается в двадцати пяти стихах. В тринадцати из них оно со всей определенностью указывает на Самого Господа или же на одну из Его вечных энергий. Так же как в Упанишадах и «Махабхарате», в этих случаях слово анади употребляется в сочетании с различными словами: со словом нидханам — в четырех стихах, со словом анта — в семи2, и один раз со словами мадхйа и нидханам (это словосочетание означает «не имеющий ни начала, ни середины, ни конца»)3. Еще в одном стихе слово анади, относящееся к Господу Кришне, употреблено без парных слов4.

Далее в одном из стихов слово анади характеризует процесс — цикл сотворения и разрушения космоса5, а в другом указывает на авидъю, энергию Господа, которая устанавливает космический порядок. Еще в одной важной шлаке анади служит эпитетом Господа Брахмы.

В оставшихся девяти стихах слово анади используется при описании обусловленного существования души.

Здесь может возникнуть вопрос: действительно ли в «Шримад Бхагаватам» и других Пуранах изложена некая новая философия, которой нет ни в разделе гъяна-канда Вед, ни в шрути-мантрах Упанишад, ни в одной из почти двух тысяч глав «Махабхараты», или же все-таки в «Бхагаватам» и других Пуранах при описании материального существования души слово анади используется в переносном значении? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно в первую очередь исследовать, каким образом санскритские слова, близкие по значению к анади, употребляются в шастрах. Мы рассмотрим употребление нескольких слов, каждое из которых часто используется в шастрах при обозначении бесконечного времени: шашва-та — непреходящий; шашват — постоянный; нитйа — вечный; анади — безначальный; ананта — бесконечный.