Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: О поклонении Божествам

[стр. 22]

Предположим, вы хотите устроить Джухулан-Ятру или Джанмаштами, тогда можно заказать Радха-Кришну и временно установить Их на фестивале, поклоняться Им очень хорошо во время фестиваля, а затем уложить Их спать. Или, например, для Нрисимха-Чатурдаши у вас может быть Божество Нрисимха-дева. Также Божества в Пури, в определенном смысле Их также можно считать временными. Несмотря на то, что Божествам поклоняются постоянно, каждые 10 или 14 лет Их формы меняют. Если у вас деревянные Божества из Экачакры, то Они буквально на десять лет, а потом начинают распадаться на части. Преданные иногда поклоняются временной форме, но, как правило, они поклоняются постоянной форме.

Существует формальная и неформальная установка Божеств. Формальная установка подразумевает проведение всего ритуала полностью, т.е. санкалпы, шаина-нивасы, абхишеки, прана-пратиштхи. Санкалпа - это обед, шаина-ниваса

- приготавливаете кровать из зерна, кладете Божеств на эту постель и пробуждаете Их от сна. Затем делается абхишека. В Бхагаватам можно прочитать, что когда царя возводят на трон, ему тоже абхишеку делают. И также прана-пратиштха -прикосновением к глазам, к голове призывается жизненная сила у Божества. Это формальное установление.

Насчет неформального установления Божеств у разных пуджари есть разное понимание. Джананиваса прабху говорит, например, что, если Божеству поклоняются некоторое время, то Его нужно считать установленным. И Его Святейшество Бхакти Видья Пурна Махарадж говорит, что особенно это относится к Шри Шри Гаура-Нитай. Так же, если мы делаем абхишеку, то можно считать это неформализованной инсталляцией Божеств. Так или иначе, Они установлены. Прабхупада так же иногда на время устанавливал Божества. Божества, которым поклоняются в Сиднее в Австралии, Прабхупада временно устанавливал в Калькуте на программе в пандале. Затем он взял Их с собой, на самолете отвез в Сидней и там установил через какое-то время.

Если Божества временно установлены, то при этом не даются серьезные обязательства продолжать это поклонение далее. Но как только установление произведено, то поклонение должно продолжаться. В любом случае Божества должны быть установлены. Либо это временное установление Божеств для какой-нибудь определенной цели: для проведения фестиваля или программы нама-хаты. Если вы проводите программу и хотите, чтобы Божества были на ней, то вы можете временно устанавливать Божества для каждой программы. Или у вас могут быть постоянно установленные Божества, которым нужно поклоняться.

Есть два типа поклонения Божествам. Один называется нитья-сева. Нитъя означает регулярно, нитья-сева означает "каждый день". Когда Божества постоянно установлены, то это означает, что каждый день должно быть поклонение. И есть найвитика-сева, что означает, что вы поклоняетесь им только во время фестиваля. Это означает поклонение от случая к случаю.

Для различных типов Божеств существует различные типы поклонения. Когда у нас есть установленная форма Божества, это означает, что каждый день, без исключения, мы должны поклоняться. Например, дома мы можем решить: это будут мои домашние Божеств, поэтому будем делать одно предложение бхоги и одно арати. И с этого момента необходимо делать это каждый день. Нет проблем, если делаете больше, но никогда нельзя делать меньше. Предположим, если у вас происходит шесть приготовлений пищи в день: приходят гости, для детей нужно готовить целый день - предложите все это Божествам. Но, по крайней мере, одно предложение должно быть всегда, каждый день. В случае храмового поклонения стандарт будет выше. Прабхупада хотел, чтобы было, по крайней мере, по два предложения бхоги и по два арати каждый день. В России большинство храмов даже 4-5 подношений в день делают. Но, когда есть Божества Радха-Кришны, это означает 7 подношений пищи и 6 арати. Утром предлагаете молочные сладости, затем идут пуджа-бхога, балийа-бхога, раджа-бхога, ваиКалика-бхога, бандхйа-бхога, сандхйа-бхога и ратри-калина-бхога. Семь подношений каждый день и шесть арати. Некоторые люди считают это ритуалом. Прабхупада говорил, что в храме Пури предлагают 56 раз, но у них там другая система.

Далее: