Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 1]

Для индийской цивилизации бхакти (bhakti) - фундаментальное понятие, с которым связана целая эпоха, повлиявшая на все стороны индийской культуры. Влияние это носило мощный интегративный характер и способствовало сложению единой цивилизации, единой синкретической культуры из разнородных социокультурных единиц.  Что же такое бхакти? Вот определение, которое принадлежит одному из участников научной конференции, специально посвященной этому вопросу: «Бхакти – термин, переводимый обычно как «сопричастность», обозначает в индуизме особый тип отношения верующего и бога: любовь и искреннее преклонение перед единым и персонифицированным богом, предпочитаемым обычно всему огромному пантеону» . У С.Радхакришнана находим: «Бхакти – это эмоциональная приверженность в отличие от знания или действия. Посредством бхакти мы отдаем наши эмоциональные потенции служению божеству».  Можно также привести несколько определений, которые встречаются в исторических и историко-филологических исследованиях: «религиозная любовь»,  «бесконечная преданность единому богу»,  «любовь, преданность богу, основанная на глубоко эмоциональном отношении к всевышнему»,  «благоговейная любовь к Богу, одно из средств к спасению».  Эти определения свидетельствуют о том, что авторы трактуют бхакти главным образом психологически, и это совершенно справедливо, поскольку, по крайней мере в одном из своих аспектов, бхакти выступает как глубокое переживание человеком религиозного опыта и носит психологический характер. Однако для того, чтобы уяснить роль бхакти в индийской культуре и религиозных традициях Индии, психологической трактовки оказывается недостаточно, поскольку - и это важно иметь в виду - понимание бхакти в самих традициях оказывается значительно шире психологического и далеко выходит за его рамки. Прежде всего, бхакти или бхакти-йога (bhakti-yoga) – это принятая во многих религиозных традициях система практических методов духовного совершенствования. Учение о бхакти как о пути богопознания мы находим в «Бхагавад-гите», «Панчаратре», «Бхагавата-пуране» и других важнейших текстах индуизма. Поэтому, помимо религиозной психологии, бхакти следует отнести также и к области религиозной прагматики. Кроме того, в теистических учениях вайшнавских (вишнуитских) школ, бхакти являлась предметом рефлексии, что привело к созданию оригинальных религиозно-философских концепций, одной из которых и посвящено данное исследование. Нужно заметить, однако, что именно с этой стороны, т.е. как понятие индийской религиозной философии, бхакти изучена меньше всего. В нашей стране такого рода исследования практически отсутствуют. Как ни странно, работ на эту тему немного и в зарубежной индологической литературе, по крайней мере, их намного меньше, чем, например, исследований адвайта-веданты. Тем не менее, можно назвать ряд индийских авторов, в чьих трудах достаточно внимания уделено раскрытию философского значения понятия бхакти. Это прежде всего С.Дасгупта,  а также О.Б.Л.Капур, А.Н.Чаттерджи, С.Наранг, и С.Ч.Мукерджи.

Далее: