Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 11]

«Садовник» пробует плод, а потом при помощи лианы бхакти поднимается в трансцендентный мир: «Плод премы, созрев, падает, а садовник, вкусив [от  него,] хватается за лиану и взбирается на древо желания. Там он воздает служение древу желания и, счастливый, наслаждается вкусом плодов премы» `(`prema-phala paki` pade, mali asvadaya / lata avalambi` mali` kalpa-vrksa` paya // tahan sei kalpa-vrksera karaye sevana / sukhe prema-phala-rasa kare asvadana // Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.162-163).

         Самый важный и наиболее таинственный элемент этой метафоры – семя лианы бхакти - бхакти-лата-биджа (bhakti-lata-bija), а также ситуация его обретения. Бхакти-лата-биджа – особый импульс, это ни слово, ни действие, ни иной вид побуждения, но может быть и тем, и другим, и третьим, и всем вместе сразу, а также и ничем из перечисленного. Его невозможно получить никак иначе, как только через общение с тем, кто обладает бхакти (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.82-86). Иным способом обрести бхакти-лата-биджу невозможно, и поэтому здесь не помогут ни знание, ни мистическая практика, ни материальные заслуги, ни что-либо иное. В трактате вайшнавского мыслителя 17 в. Вишванатхи Чакраварти «Мадхурья-кадамбини» приводится рассуждение о происхождении бхакти, где автор в результате попыток выяснить ее причину приходит к выводу о том, что причиной бхакти может быть только сама бхакти. А раз так, то ни религиозное благочестие, ни жертвоприношения, ни философия, ни занятия йогой не способны дать человеку бхакти.  Получить ее можно только у садху (sadhu), святого человека: «Коренная причина появления кришна-бхакти – общение с садху» (krsna-bhakti-janma-mula haya `sadhu-sanga` //  Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.83). Такое общение дает веру в бхакти, и тогда она приносит результат: «Если благодаря общению с садху появилась вера, [то] появляется и плод бхакти – према, а самсара исчезает” (sadhu-sange krsna-bhaktye sraddha yadi haya / bhakti-phala `prema` haya, samsara yaya ksaya // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.49).

         Бхакти недостижима с помощью йоги, джняны и кармы, и любой другой вид самосовершенствования может увенчаться результатом только при наличии бхакти: «Кришна-бхакти – главное дело [дживы], карма, йога и джняна взирают на лик бхакти (зависят от него). Сила всех этих [видов] садханы очень мала, без кришна-бхакти они не могут принести плода» (krsna-bhakti haya abhidheya-pradhana / bhakti-mukha-niriksaka karma-yoga-jnana // ei saba sadhanera ati tuccha bala / krsna-bhakti vina taha dite nare phala // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.17-18). Такое пренебрежение методами духовного совершенствования, принятыми в большинстве индийских религиозно-философских школ, понятно, если учесть онтологический статус бхакти как способа бытия, соответствующего сущностой природе дживы и потому единственно возможного. Что касается кармы, то как существование неподлинное карма не может вывести дживу за пределы материального мира; даже наилучший вариант кармы – исполнение жертвоприношений и жизнь в соответствии с регламентациями Вед – годится лишь до тех пор, пока джива не вступит на путь бхакти: «Пусть исполняет карму до тех пор, пока не пресытится [ею], или пока [в нем] не возникнет вера в слушание бесед обо Мне» (tavat karmani kurvita na nirvidyeta yavata / mat-katha-sravanadau va sraddha yavan na jayate // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.6; Бх.П. 11.20.9).

Далее: