Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 13]

Если человек имеет веру в слова Кришны о превосходстве бхакти, он смело встает на этот путь, оставляя все прочие: «Если у бхакты есть вера в силу этого повеления, он поклоняется Кришне, отбросив всякую другую деятельность» (ei ajna-bale bhaktera `sraddha` yadi haya / sarva-karma tyaga kari`se krsna bhajaya // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.60). Именно верой определяется духовный уровень адепта. В сответствии с верой бхакты делятся на «возвышенных» (uttama-adhikari), средних”(madhyama-adhikari) и “низших”(kanistha-adhikari) (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.64). Уттама-адхикари способен освободить весь мир, поскольку имеет совершенную веру и глубочайшее знание священных текстов, а также силен в логике (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.65-66), мадхьяма-адхикари обладает твердой верой, но не имеет твердых знаний (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.67-68), а каништха-адхикари не имеет ни знаний, ни твердой веры (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.69-70). Уттама-адхикари можно отличить по его отношению к окружающему миру и живым существам: видя Бога во всем и все в Боге, он поступает соответствующим образом. Поскольку уттама-адхикари полностью реализовал свою сущностную природу и в отличие от других людей видит связь каждого существа с Богом, для него нет разницы между высшими и низшими (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.72). Мадхьяма-адхикари находится еще “в процессе”, он, хотя и обладает уже любовью к Богу, еще не полностью погрузился в стихию подлинного бытия и потому проводит различия между людьми: к тем, кто выше него, относится с почтением, к тем кто ниже – с состраданием, теми же, кто враждебно к нему настроен, пренебрегает (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.73). Каништха-адхикари находится лишь в стадии пробуждения к духовной жизни, он привержен формальному исполнению обрядов и еще не способен отличить возвышенного от низкого (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.74). Однако, так или иначе, любой, кто соприкоснулся с бхакти, вскоре естественным образом начинает являть все возвышенные качества, по природе свойственными дживе: “[Бхакта] милосерден, незлобив, правдив, равен ко всем, безупречен, великодушен, мягок, чист, бескорыстен, каждому готов помочь, умиротворен, предан только Кришне, лишен вожделения, безразличен [к материальному], сосредоточен, [он] победил шесть [дурных] качеств , умерен в еде, целеустремлен, почтителен, скромен, серьезен, сострадателен, дружелюбен, поэтичен, умел и молчалив” (krpalu, akrta-droha, satya-sara sama / nidosa, vadanya, mrdu, suci, akincana // sarvopakaraka, santa, krisnaika-sarana / akama, aniha, sthira, vijita-sad-guna // mita-bhuk, apramatta, manada, amani / gambhira, karuna, maitra, kavi, daksa, mauni // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.78-80) . Причем это лишь основные качества, внешние признаки премы, всех же их не перечислить (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.77). Шри Чайтанья затем называет Санатане внутренние качества, которые являются признаками “обретения прибежища» (saranagati): «Приятие [того, что] благоприятно [для бхакти] и отвержение неблагоприятного, вера в то, что [Бог] защитит и готовность принять [Его] покровительство, вручение себя [Ему] и смирение [пред Ним – таковы] шесть видов обретения прибежища (anukulyasya sankalpah pratikulyasya varjanam / raksisyatiti visvaso goptrtve varanam tatha / atma-niksepa-karpanye sad-vidha saranagati // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.100).

Далее: