Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 16]

На этой стадии бхакти становится настолько интенсивной, что материальные привязанности постепенно уходят сами собой, для этого даже не нужно прилагать усилий: “Если есть привязанность к стопам Кришны, то привязанностей к чему-либо помимо Кришны не остается” (krsnera carane haya yadi anuraga / krsna binu anyatra tara nahi rahe raga // Ш.Ч.Ч. Ади 7.143). Влечение к Богу на стадии рагануга-бхакти столь естественно,  что его можно сравнить с потоком вод, стремящихся в океан. Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты» цитирует вначале поэмы слова Кришны из «Бхагавата-пураны»: «Лишь [благодаря] слушанию о Моих качествах движение ума безраздельно [устремляется] ко Мне, обитающему в сердце каждого, как воды Ганги в океан» (mad-guna-sruti-matrena mayi sarva-guhasaye / mano-gatir avicchinna yatha gangambhaso`mbudhau // Ш.Ч.Ч. Ади 4.205; Бх.П. 3.29.11). Когда мысли полностью состредоточены на Кришне, нет больше необходимости следовать правилам. Достигший этого выше любых правил и не подчиняется никаким законам, кроме любви (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.153). Он - подлинный законодатель общества, и его мнение является решающим во всем, что касается человеческих установлений.  Здесь бхакта переходит на последний - высший - уровень – рагатмика (Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.152). Это происходит, когда индивид в соответствии с сварупой (svarupa) – своей внутренней вечносовершенной природой осознает свой собственный неповторимый способ служения Богу и взаимоотношений с Ним: «[Когда] влечение к желаемому в соответствии со своей расой становится полной поглощенностью, то бхакти, которая приобрела такие свойства, зовется рагатмикой» (iste svarasiki ragah paramavistata bhavet / tanmayi ya bhaved bhaktih satra ragatmikodita // Ш.Ч.Ч. Мадх. 22.150; Бх.Р.С. 1.2.272).

         Это состояние знаменует полное прекращение круговорота самсары и окончательное возвращение дживы к подлинному бытию. Майя не скрывает больше от индивида ни Бога, ни его собственное подлинное «я». Бхакти полностью утрачивает инструментальный, внешний характер и становится для индивида столь же естественной, как дыхание. С другой стороны, према полностью проявляет себя вовне. Это выражается в одухотворении тела бхакты – сохраняя облик и структуру обычного материального тела, оно приобретает качества антаранга-шакти.  Бхакти перстает быть внешним, а према – внутренним, между ними нет больше разрыва, как это было на стадии рагануга, т.е. между внешним и внутренним нет больше разницы. Бхакти и према – сущность и существование становятся нераздельными модусами единого бытия индивида, это единое бытие характеризуется теперь как према-бхакти, и любое рассмотрение бытия дживы, хотя и может быть обращено к одному из его модусов,  должно учитывать эту целостность. Такова прайоджана – высшая цель: «Знай же: према, плод бхакти, [есть] прайоджана. Слушая о ней, обретешь знание бхакти-расы» (ebe suna bhakti-phala `prema`-prayojana / yahara sravane haya bhakti-rasa-jnana // Ш.Ч.Ч. Мадх. 23.3).

          Здесь вводится новое понятие – раса (rasa – “вкус”, “чувство”, “аромат”). Детально разработанная концепция расы как особой характеристики трансцендентного бытия дживы – одна из главных особенностей учения Шри Чайтаньи.  По представлениям вайшнавов, здесь проходит черта, за  которой начинается описание реальности, принципиально непостижимой для пребывающих в материальном мире и скрытой от их восприятия.

Далее: