Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 19]

В остальных расах благоговение оказывается совершенно незначительным. Например, в сакхья-расе благоговения так мало, а свобода и непосредственность так велики, что бхакта может проявлять по отношению к Кришне дружескую бесцеремонность (Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.227); еще более близкие отношения – ватсалья-раса, для которой характерно отношение к Кришне как к ребенку, желание заботиться о Нем, защищать Его (Ш.Ч.Ч. Мадх. 19.228), и наконец мадхурья-раса, когда отношения индивида с Богом становятся отношениями влюбленных. Эта раса считается наивысшей (Ш.Ч.Ч. Мадх. 23.53). Каждая последующая раса богаче предыдущей: «[К свойству] каждой последующей расы добавляется свойство предыдущей, [их число] увеличивается от одного до пяти. В каждой [новой] расе прибавление[нового качества] увеличивает сладость; в мадхурье проявляются качества шанты, дасьи, сакхьи и ватсальи» (purva-purva-rasera guna  pare pare haya / dui-tina ganane panca paryanta badaya // gunadhikye svadadhikya bade prati-rase / santa-dasya-sakhya-vatsalyera guna madhrete vaise // Ш.Ч.Ч. Мадх. 8.85-86). Помимо того, каждая из рас подразделяется на две фазы – соединение (yoga) и разлука (viyoga) (Ш.Ч.Ч. Мадх. 23.56). Основные расы расцвечиваются гаммой разнообразных переживаний, модификациями которых являются дополнительные расы, причем у каждого индивида эта гамма переживаний и состояний сугубо индивидуальна, неповторима; поэтому и взаимотношения с Богом у каждого совершенно индивидуальные. Бог открывается каждому особенным, неповторимым способом. Но больше всего Кришна ценит свободу и непосредственность высших рас: «Непослушание Кришне из любви [к Нему] в десять миллионов раз приятнее [Ему], чем исполнение [Его] повелений» (ajna-palane krsnera yaiche paritosa / preme ajna bhangile haya koti-sukha-posa // Ш.Ч.Ч. Ант. 10.8).

         Описывая расы в беседе с Рупой Госвами, Шри Чайтанья приводит примеры из знаменитой Десятой Скандхи «Бхагавата-пураны», где рассказывается о кришна-лиле (krsna-lila) . Так, примером дружеских отношений являются полные веселья и озорства отношения Кришны и вриндаванских мальчишек-пастухов,  родительских – отношения Кришны с Его приемной матерью Яшодой, которая считала Кришну своим ребенком и даже порой наказывала Его,  супружеских – отношения Кришны и гопи, пастушек, по ночам убегавших к Кришне на свидание.   Здесь, однако, следует помнить, что речь идет о трансцендентном бытии и абсолютно чистых эмоциях. То, что на мирском плане может быть воспринято как любовный и даже эротический сюжет, для Шри Чайтаньи и вайшнавских мистиков, строго соблюдавших, к стати говоря, обет целомудрия, заключает в себе сокровеннейшую тайну бытия, не имеющую ничего общего с мирским, тем более с эротикой.  В начале “Шри Чайтанья-чаритамриты» автор так характеризует возвышенные чувства гопи (gopi), пастушек Браджа: «Любовь (прему) гопи называют «возвышенным состоянием». [Эта] любовь чиста и безупречна и не имеет никакого отношения к вожделению (каме)» (gopi-ganera premera `rudha-bhava` nama / visuddha nirmala prema, kabhu nahe kama // Ш.Ч.Ч. Ади 4.162). Према-бхакти гопи превосходит поэтому другие ее виды: «Служение [гопи], наилучшее из всех, побеждает все [остальные виды] бхакти, поэтому Кришна говорит: «Я у тебя в долгу» (sarvottama bhajana ei sarva-bhakti jini` / ataeva krsna kahe, `ami tomara rni` // Ш.Ч.Ч. Ант. 7.43). Примером высочайшего совершенства мадхурья-расы считаются отношения Кришны и Радхи, Его вечной супруги (Ш.Ч.Ч. Мадх. 23.66-68).

Далее: