Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Понятие Бхакти в Бенгальском Вайшнавизме

[стр. 21]

Поэтому высшей ценностью для вайшнавов является не освобождение – мокша (moksa), а према-бхакти (Ш.Ч.Ч. Ади 3.18; 4.207) В этом также одно из принципиальных расхождений Шри Чайтаньи и Его последователей с другими религиозно-философскими школами, в том числе и вайшнавскими, в частности, с школой Мадхвачарьи, считавшего бхакти лишь средством достижения мокши. Према считается стоящей намного выше пяти традиционно принятых в брахманизме пурушартх (purusartha) - целей человека: дхармы, артхи (artha) , камы и мокши, (соответственно, религии, процветания, наслаждения и освобождения): «Према, объект которой – Кришна - высшая пурушартха, по сравнению с ней [остальные] четыре пурушартхи – просто солома. [Эта] пятая пурушартха – океан блаженства премы. Удовольствие от мокши и прочего [по сравнению с ней] не составит и капли» (krsna-visayaka prema  parama purusartha / yara age trna-tulya cari purusartha // pancama purusartha  premanandamrta-sindhu / moksadi ananda yara nahe eka bindu // Ш.Ч.Ч. Ади 7.84-85). Поэтому бхактам нет нужды заботиться об освобождении – оно является следствием према-бхакти и приходит к ним безо всяких усилий с их стороны. В беседе с Санатаной Шри Чайтанья завершает изложения Своего учения о трансцендентном бытии следующими словами: «[Я] кратко описал прайоджану – пятую пурушартху, которой является сокровище кришна-премы» (sanksepe kahilun ei `prayojana`-vivarana / pancama-purusartha  ei `krsna-prema`-dhana // Ш.Ч.Ч. Ади 23.101).

        Чтобы обобщить учение «Шри Чайтанья-чаритамриты» о бхакти, приведем известный диалог Шри Чайтаньи и Рамананды Рая: «Из всех знаний какое знание важнейшее?» – спрашивает Господь. «Нет знания без кришна-бхакти», - отвечает Рай. - «А из видов славы какой величайший для дживы?» «Слава бхакты Кришны». «Из богатств дживы какое [поистине мы] считаем богатством?» «Тот, кто обладает кришна-премой – величайший богач». «А из несчастий какое тажелейшее?» «Не вижу большего несчастья, чем разлука с бхактами Кришны». «Среди освобожденных джив кого [мы] считаем освобожденным?» «Тот, кто обладает кришна-премой – величайший из освобожденных». «А из песней какая песнь – подлинная дхарма дживы?» «[Песнь] о любовных играх Радхи и Кришны – сердце [всех] песней». «Из всех благ для дживы какое нибольшее?» «Помимо общения с бхактами Кришны ничто не приносит блага». «О чем необходимо всегда помнить дживе?» «Имена, качества и игры Кришны – главное, [о чем нужно] помнить». «А на чем дживе следует быть сосредоточенным?» «Сосредоточение на лотосоподобных стопах Радхи Кришны – наилучшее». «Где, отрекшись от всего, следует жить дживе?» «Во Вриндаване в стране Брадж, где [происходили] сладостные игры [Кришны]». «А о чем следует слушать прежде всего?» «[Повествование] об играх Радхи и Кришны – наслаждение для слуха». «А кому поклоняться следует прежде всего?» «Лучший объект поклонения – [юная] чета, имя которой – Радха и Кришна» .

Далее: