Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ригведа

I [61 - 70]

I, 61. К Индре

Размер — триштубх. В качестве специфической черты данного гимна Гельднер отмечает длинное вступление (стихи 1 —5), посвященные тому, как риши творит молитву Индре. Формальная особенность гимна состоит в том, что все стихи, кроме последнего, начинаются с обозначающего Индру указательного местоимения с эмфатической частицей: asma id или asyed

2d…они — Т.е. риши

7 Намеки на разные варианты мифа о том, как Индра боролся за кашу odana — здесь вареную (пищу) pacata — содержаться в нескольких гимнах мандалы VIII, 63, 9; 69, 14; 77, 6 и 10

11 Турвити — См. примеч. I, 54, 6

12 Вкрапление прямой речи в повествование, ведущегося в третьем лице

13 Обращение певца к самому себе

14 длань провидца venasya — Т.е. Индры. Нодхас nodhas — Nom. pr. риши, слагателя данного гимна.

 

1 Это ему, сильному, стремительному,

Великому, я приношу хвалу как освежение,

..., (ему,) лишенному скаредности, — лестное слово,

Индре — молитвы, лучше всех вознесенные.

 

2 Это ему я вручаю как освежение,

Я приношу похвалу, чтобы обезоружить (его) удачными речами.

Индре — сердцем, духом, мыслью,

(Как) древнему мужу, они начищают молитвы (, как коня).

 

3 Это ему эту высшую, завоевывающую солнце

Похвалу я возношу устами,

Чтобы молитвенными призывами, удачными речами,

Усилить самого щедрого господина.

 

4 Это ему я слагаю хвалу,

Как плотник (делает) колесницу, тому, кто вознаграждает,

И хвалебные песни с удачными речами, Индре, плененному хвалебными песнями,

Все приводящую в движение (хвалу) — мудрому.

 

5 Это ему, Индре, я умащаю песню языком,

Как (умащают) коня из желания славы,

Чтобы почтить героя, любящего одарять,

Взламывателя крепостей, (бога), чья слава воспета.

 

6 Это ему Тваштар выточил ваджру,

Самую искусную, со свистом (рвущуюся) в бой,

С помощью которой он нашел уязвимое место даже у Вритры,

Нападая нападающей (ваджрой), властный, добивающийся чего угодно.

 

7 Это у своей матери на выжиманиях сомы он сразу

Выпил напиток великого (отца), любимые яства.

Более сильный Вишну отнял вареную (пищу).

Ранил кабана, стреляя сквозь скалу, стрелок.

 

8 Это ему даже жены, супруги богов,

Индре, соткали песню при убийстве змея.

Он охватил небо и землю, обоих широких.

Его величия они не объемлют.

 

9 Это его величие выходит за пределы

Неба, земли, воздушного пространства.

Индра-самодержец в доме (своем), всеми воспетый,

Прекрасный (убийца) врагов, неистовый, он усилился для битвы.

 

10 Это только своей мощью шипящего

Вритру Индра разрубил ваджрой.

Как запертых коров, он освободил реки,

(Стремясь) навстречу славе, согласный дарить.

 

11 Это из-за его пыла остановились реки,

Когда ваджрой он их задержал.

Делая властелином, радуя почитателя,

Спаситель создал брод для Турвити.

 

12 Это ему быстро принеси

Ваджру для Вритры, (ведь он) властный, добивающийся чего угодно.

Как быка — по суставу, раздели его наискось,

Посылая струиться бурные потоки вод!

 

13 Это его, стремительного (бога), прежние подвиги

Снова провозгласи в хвалебных песнях,

Чтобы возбуждая оружие для боя,

Буйствуя, он разогнал врагов.

 

14 Это в страхе перед его рождением

Дрожат твердые горы, небо и земля.

Громко призывая (защищающую) длань провидца,

Нодхас сразу стал готовым к подвигу.

 

15 Это ему из (всех) них было дано то,

Чего он один мог добиться, властвуя над многим.

Эташу, борящегося за солнце,

Жертвователя сомы, Индра поддержал в конном состязании.

 

16 Так тебе, о Индра — обладатель колесницы с упряжкой буланых коней,

Люди из рода Готамы с помощью прекрасных речей создали молитвы.

Вложи в них поэтический дар со всеми украшениями!

Да придет (к нам) быстро ранним утром (бог,) богатый даром видения!

I, 62. К Индре

Размер — триштубх. В тексте гимна широко используется звукопись. Стихи 8-13 начинаются со слова sanad издревле или со звуковых намеков на него: 8 — sanad, 9 — saneti, 10 — sanat sanila, 11 — sanayuvo, 12 — sanad, 13 — sanayate

3a-b Сарама нашла пищу для…потомка — В связи с этими стихами Саяна рассказывает следующую историю. Индра решил послать божественную суку Сараму на поиски коров, спрятанных Пани, подобно тому как охотник посылает собаку выслеживать дичь. Сарама сказала, что отправится, если Индра пообещает дать коровьего молока ее щенку. Индра согласился. Сарама нашла место, где были спрятаны коровы, сообщила об этом Индре, и тот убил Асуру, прятавшего коров, и захватил этих коров

4 Вместе… — Здесь перечислены различные союзники Индры в борьбе за освобождение коров: семь вдохновенных sapta vipra — т.е. семь древних риши, Навагва navagva — букв. Завоевывающий девять коров и Дашагва dacagva — букв. Завоевывающий десять коров; две последние группы союзников Саяна относит к Ангирасам

7a Также dvita

10a-b…потоки…Охраняют (твои) обеты — Обеты Индры состоят в том, что реки всегда должны течь, и они текут своими силами, с тех пор как он их выпустил на свободу.

 

1 Мы придумываем для мощного великолепную

Похвалу, для жаждущего воспевания — в стиле Ангирасов,

(Тому,) кто участвует в восхвалении (самого себя) прекрасными словами, (ему,) достойному гимна,

Мы споем песню — мужу знаменитому!

 

2 Принесите ваше великое поклонение великому,

Мощному — сопровождаемый восхвалением напев,

С помощью которого наши древние отцы — знающие след

Ангирасы, распевая хвалу, нашли коров.

 

3 Когда Индра и Ангирасы (были) заняты поисками,

Сарама нашла пищу для (своего) потомка.

Брихаспати расколол скалу, нашел коров.

Мужи присоединились к реву коров.

 

4 Вместе с громогласной (толпой), с громким гласом с семью вдохновенными

С (пронзительным) звуком звучный проломил скалу вместе с Навагва,

Вместе с быстрыми — вместилище влаги (?), Индра могучий,

Вместе с Дашагва — с ревом Валу.

 

5 Воспеваемый Ангирасами, о удивительный, ты раскрыл

Мрак вместе с утренней зарей, солнцем, коровами.

Ты распространил, о Индра, поверхность земли.

Ты укрепил нижнее пространство неба.

 

6 А самое поразительное его деяние,

Лучший удивительный подвиг удивительного состоит в том,

Что в излучине, внизу, он наполнил

Четыре реки, струящиеся сладкими потоками.

 

7 Раскрыл он также двух древних, родственных —

(Он,) неистовый, с помощью исполняемых песен.

Словно богатый господин — двух жен, на верхнем небе

Держит он оба мира, (он,) совершающий удивительный подвиг.

 

8 Издревле вокруг неба и земли (движутся) две несхожие

Юницы, возвращаясь снова (и снова) по своей привычке:

Ночь с черными очертаниями, утренняя заря — со светлыми.

Они движутся, приближаясь: то одна, то другая.

 

9 Прекрасно действующий сын силы

Целиком поддержал дружбу, (он,) совершающий удивительный подвиг:

Ведь в сырых (коров) ты вложил вареное

Молоко, в черных (и) в рыжих — белое.

 

10 Издревле родственные потоки, неприступные,

Охраняют (твои) обеты, бессмертные, своими силами.

Много тысяч сестер, словно замужние женщины,

Задаривают неробкого (мужчину).

 

11 Издревле жаждущие, стремящиеся к добру молитвы

С поклонением и снова с песнями устремились (к тебе,) о удивительный.

Словно страстные жены — страстного мужа,

Ласкают тебя молитвы, о (ты,) полный мощи.

 

12 Ведь издревле богатства в твоей руке

Не исчезают, не иссякают, о удивительный.

Ты блестящий, наделенный силой духа, о Индра, мудрый.

Постарайся для нас в меру сил твоих, о полный сил!

 

13 Для издревле существующего запрягания буланых коней,

О Индра, Готама выточил новую молитву,

Для прекрасного вождя нашего, о мощный, — Нодхас (сделал это).

Да придет (к нам) быстро ранним утром (бог,) богатый даром видения!

I, 63. К Индре

1 Ты велик, о Индра: ведь (ты — тот,) кто порывами неистовства,

(Едва) родившись, небо и землю поверг в ужас,

Когда все чудовища (и) даже твердые горы,

Из страха перед тобой задрожали, как былинки.

 

2 Когда, о Индра, ты пригоняешь пару буланых коней, рвущихся в разные стороны,

Певец вкладывает тебе в руки ваджру,

Которой, о (бог) с неодолимой силой духа, ты загоняешь

Недругов в (их) многочисленные крепости, о многопризываемый.

 

3 Ты истинный, о Индра, храбрый,

Ты Рибхукшан, мужественный, ты покоритель этих...

В поединке, в состязании в силе, в борьбе за чеку колесницы ты убил

Шушну для юного блистательного Кутсы (с которым ты был) вместе.

 

4 Ты в самом деле, о Индра, вдохновлял (нас) как союзник,

Когда обуздал Вритру, о громовержец, готовый к мужественным деяниям,

Когда, о герой отважный, как бык, далеко-далеко,

В (их) лоне, ты, легко побеждая, изувечил дасью.

 

5 Ты в самом деле, о Индра, не терпя ущерба

Даже от того, что (было) твердым к неудовольствию смертных...

Открой с нашей стороны барьеры для выпущенного скакуна!

Словно молотом, о громовержец, раздроби недругов!

 

6 Тебя в самом деле, о Индра, в борьбе

За захват потоков, в борьбе за солнечный свет призывают мужи.

Эта помощь твоя (в состязании) за награды

Да будет доступна (нам), о обладающий своей волей.

 

7 Ты в самом деле, о Индра, сражаясь, семь

Крепостей пробуравил, о громовержец, для Пурукутсы.

(Тем,) что для Судаса ты легко бросал наземь (врагов), словно жертвенную солому,

Ты создал для Пуру широкий выход из бедствия, о царь.

 

8 Ты, о бог Индра, для нас ту яркую

Питательную силу сделал набухшей, словно воды в своем круговом течении,

С помощью которой, о герой, ты наделяешь нас

Жизненным дыханием, чтобы оно везде струилось в нас как сила (жизни).

 

9 Людьми из рода Готамы тебе, о Индра, сотворены

Молитвы, приглашения с поклонением двум буланым коням.

Принеси нам прекрасно украшенную награду!

Да придет (к нам) быстро ранним утром (бог,) богатый даром видения!

I, 64. К Марутам

1 Мужественной толпе, очень щедрой, распоряжающейся (обрядом),-

Марутам, принеси прекрасный гимн, о Нодхас.

Как искусный (человек) с умелыми руками с душой (делает свою) работу,

(Так) умащаю я воспевания, (чтобы были они) помощниками на жертвенных раздачах.

 

2 Они родились как высокие быки неба,

Юные мужи Рудры, Асуры беспорочные,

Очищающие, ясные, словно солнца,

Как воины, несущие знамена страшного вида.

 

3 Юные Рудры, нестареющие, убивающие скупца,

(Сами) лишенные скаредности, выросли, как горы,

Все земные (и) небесные сущности,

Даже твердые, они сотрясают (своей) мощью.

 

4 Яркими украшениями они украшают себя для привлекательности.

На груди они носят золотые пластинки для блеска.

Об плечи их трутся копья.

Вместе родились они со своими особенностями, (эти) мужи неба.

 

5 Действующие как владыки шумящие, заботящиеся о чужом,

(Своими) силами они создали ветры (и) молнии.

Сотрясатели доят небесное вымя.

Носящиеся вокруг делают землю набухшей от молока.

 

6 Щедрые Маруты делают набухшими воды,

Полное жира, молоко, (они,) помощники на жертвенных раздачах.

Как скакуна, завоевывающего награду, они отводят своих коней в сторону помочиться.

Они доят гремящий неиссякающий источник.

 

7 Быки, способные к волшебным превращениям, испускающие яркие лучи,

Сильные сами собой, словно горы, быстрые в беге,

Как слоны, вы вырываете (с корнем) деревья,

Когда сопрягаете (свои) силы с (силами) рыжих (кобылиц).

 

8 Они громко рычат, словно львы, (Маруты-) прозорливцы,

Прекрасно разукрашенные, словно пятнистые антилопы, всеведущие.

Оживляя ночи пестрыми антилопами, копьями,

Они грозно (появляются) со (своей) мощью, яростные, как змеи.

 

9 Обратитесь к двум мирам, о прекрасные (своей) толпой,

Герои, следующие за господином, со (своей) мощью, яростные, как змеи!

(Взойдя) на сиденья (колесниц,) прекрасная, как солнечное сияние,

(Родаси,) словно молния, находится на колесницах ваших, о Маруты.

 

10 Всеведущие, живущие со (своими) богатствами,

Владеющие силами, имеющие (все) в избытке,

Стрелки из лука взяли в руки стрелу,

Мужи безграничного пыла, носящие толстые кольца.

 

11 Усиленные влагой, золочеными ободьями

Они подбрасывают горы, разбивая (их), как едущие по дороге (-камешки),

Борцы неутомимые, бегущие по своему (побуждению), сотрясатели твердого,

Совершающие дикие (поступки) Маруты со сверкающими копьями.

 

12 Бодрых, очищающих, победоносных, очень подвижных

Сыновей Рудры мы воспеваем, призывая.

За пересекающею пространство толпой Марутов,

Пьющей (сому,) из выжимок, следуйте для блеска!

 

13 А тот смертный действительно, превосходит людей силой

Благодаря вашей помощи, (тот,) кому вы помогли.

Со (своими) скакунами он приносит награду, богатства — со (своими) мужами.

Он владеет силой духа, о которой стоит просить. Он процветает.

 

14 Наделите, о Маруты (наших) щедрых (покровителей) достойной воспевания

Отвагой, неодолимой в сражениях, сверкающей,

Захватывающей богатство, достойной прославления, всем известной!

Да будем мы процветать сто зим в наших детях и потомках!

 

15 Наделите же нас, о Маруты, прочным

Богатством, состоящим из героев, выдерживающим натиск,

Тысячным, сотенным, сильно набухшим!

Да придет (к нам) быстро рано утром (бог,) богатый даром видения!

I, 65. К Агни

1-2

 

За исчезающим тайно, словно вор — с (украденным) скотом,

За запрягшим поклонение, везущим поклонение,

Мудрые единодушно отправились по (его) следам.

Тебя почитали все достойные жертв.

 

3-4

 

Боги последовали обетам вселенского закона.

(Агни) был замкнут, как небо (замыкает) землю.

Воды взращивают его, крепнущего на удивление,

Прекрасно рожденного в утробе — в лоне закона.

 

5-6

 

Приятный, как процветание, широкий, как место поселения,

Насыщающий, как гора, благостный, как бурлящий поток,

Как скакун на ристалище, выстрелом взметнувшийся,

Как бурлящая река — кто его остановит?

 

7-8

 

Кровный родственник рек, словно брат — для сестер,

Он пожирает деревья, как царь — подданных.

Когда, погоняемый ветром, он кидается на деревья,

Агни косит волосы земли.

 

9-10

 

Он дышит в водах, как лебедь, сидящий (в воде),

Самый выдающийся силой духа, (бог) племен, пробуждающийся на заре, —

Как Сома, знаток обряда, порожденный вселенским законом

Обильный, как (стадо) рогатого скота с потомством, далеко сияющий.

I, 66. К Агни

1-2

 

Яркий, как богатство, видом, как солнце,

Дыхание, как жизненная сила, близкий, как сын,

Свирепый, как дикий зверь, он преследует деревья,

Светлый, как коровье молоко, ярко сияющий.

 

3-4

 

Он песет покой, приятен, как привычное место,

Созревший, как зерно, победитель людей,

Поющих хвалу, как риши, прославленный среди племен,

Обласканный, как конь-победитель, он наделяет силой.

 

5-6

 

(Тот,) к чьему пламени трудно привыкнуть, и (все же) близкий, как сила духа (человека),

(Он) готов для каждого, как жена на ложе.

Когда он, яркий, засверкал среди племен, как белый конь,

Блестящий, как колесница, (он стал) ярым в сражениях.

 

7-8

 

Словно выпущенное войско, он внушает ужас,

Как молния (-стрела) стрелка, имеющая грозный вид.

(Один) близнец-это рожденный (Агни), (другой) близнец — то, что должно родится.

(Он) девицам любовник, женщинам муж.

 

9-10

 

К нему, когда он зажжен, мы (приходим) для вас,

В движении (ли он или) в покое, как коровы приходят домой.

Он погнал вперед устремленные вниз (воды), как течение — бурлящий поток.

Замычали коровы при виде солнца.

I, 67. К Агни

1-2

 

Победитель среди деревьев, друг среди людей,

Он выбирает для себя послушание, словно царь, неуклонно.

Полезный, как покой, дающий счастье, как сила духа,

Он стал благосклонным хотаром, увозящим жертву.

 

3-4

 

Держа в руках все силы мужества,

Он поверг в ужас богов, сидя в укромном месте.

Там находят его мужи, одаренные силой видения,

Когда они произнесли священные слова, высеченные в сердце.

 

5-6

 

Как Нерожденный несет он широкую землю.

Он укрепил небо истинными священными словами.

Охраняет милые следы скота.

Весь век, о Агни, ты переходишь из одного укромного места в другое.

 

7-8

 

Кто нашел его, пребывающего в укромном месте,

Кто достиг потока, вселенского закона,

Кто распутывает (тайну), почитая космический закон,

Тому за это он провозгласил блага.

 

9-10

 

Кто произрастает в растениях благодаря (своему) величию,

А также в детях и внутри зачавших,

(Кто) мысль вод, (кто) весь век (пребывает) в доме, —

Словно мастера — жилище, соразмерив, они построили (ему очаг).

I, 68. К Агни

1-2

 

Пылая, он, извивающийся, приближается к небу.

Он раскрывает (все,) что стоит (и) что движется, (а также) ночи,

Потому что один из всех этих богов

Он, бог, охватывает (все это своим) величием.

 

3-4

 

Тут возрадовались все они твоей силе духа,

Когда ты, о бог, родился живым из сухого (дерева).

Все приобщились к божественной сути, к имени

Бессмертному, соблюдая по обычаю вселенский закон.

 

5-6

 

(Таковы) устремления вселенского закона, (такова) мудрость вселенского закона:

Весь век все исполняли (благочестивые) дела.

Кто тебя почитает или кто для тебя старается,

Того, о понимающий, надели богатством!

 

7-8

 

Назначенный хотаром у потомства Ману,

Только он — хозяин этих богатств!

Ища все вместе собственного семени,

Мудрые были едины в своих силах действия.

 

9-10

 

Они обрадовались его силе духа, как сыновья отцу,

(Те,) что должны слушаться его приказа, (они,) сильные.

Он открыл богатства, врата, (ведущие к ним, бог,) богатый скотом.

Он украсил небосвод звездами, домашний (бог).

I, 69. К Агни

1-2

 

Яркий, пылающий, как любовник Ушас,

Он заполнил два обращенных друг к другу (мира), как свет неба.

(Едва) родившись, силой духа ты охватил (весь мир).

Ты стал отцом богов, хоть ты и есть (их) сын.

 

3-4

 

Агни-безошибочный устроитель (обряда), знающий путь,

Подобный вымени коров, сладость яств...

Будто и благожелательный к людям, но способный навредить,

Он усажен посредине, радость в доме.

 

5-6

 

Словно сын (ново)рожденный, радость в доме,

Любимый, как победоносный конь, он проносит племена (через опасности).

Раз я вместе с мужами призвал племена, что из одного (с ним) гнезда,

Пусть Агни (своей) божественностью достигнет всего!

 

7-8

 

Никогда они не нарушают этих твоих обетов,

Раз ты оказывал послушание этим мужам.

А это же чудо твое: что ты разрушил,

Эти повреждения ты приводишь в порядок, объединенный с подобными (тебе) мужами.

 

9-10

 

Словно любовник Ушас, ярко сияющий утром,

Пусть он покажется этому (жертвователю) в (своем) всем известном обличии!

Неся (его) сами, они открыли врата.

Все громко закричали при виде солнца.

I, 70. К Агни

1-2

 

Пусть одержим мы верх над многими молитвами чужого!

Пусть Агни прекраснопламенный добьется всего (для нас) —

(Тот,) кто знает божественные обеты,

Рождения рода человеческого.

 

3-4

 

(Тот,) кто зародыш вод, зародыш деревьев,

А также зародыш тех, что стоят, зародивши тех, что движутся,

Ему даже внутри скалы — (как в родном) доме.

(Он) как соплеменник у племен, бессмертный благожелательный бог.

 

5-6

 

Ведь этот Агни покровитель богатств на земле (для того,)

Кто, как подобает, служит ему гимнами.

О понимающий (бог), охраняй эти существа,

(Ты,) знающий род богов и смертных!

 

7-8

 

Кого будут усиливать многие ночи, несхожие (с днями),

(То,) что стоит (и то,) что движется, (Агни,) произошедшего от вселенского закона,

Этот (Агни) преуспел, устроившись как хотар, как солнце,

Совершая все истинные дела.

 

9-10

 

Ты принимаешь хвалу среди коров, деревьев.

Все несут дань нашему солнцу.

Тебя во многих местах почитают мужи.

Они делят (тебя), как (сыновья) — имущество старого отца.

 

11

 

Нетерпеливый, как тот, кто идет прямо к цели, храбрый, как стрелок,

Страшный, как движущийся воин, ярый в сражениях...

Далее: