Вымышленные герои взаимодействуют с реально существующими — такими, как Радха и Кришна. Нарушает ли этот прием принципы вайшнавской литературной композиции? Я попытаюсь ответить на этот вопрос следующим диалогом:
— Зачем вообще вводить сюжетную линию?
— Как уже говорилось, сюжетная линия предназначена для того, чтобы облегчить чтение. Преданные, особенно современные, расположены не столько к философии, сколько к чтению интересных историй, иллюстрирующих философские идеи. Если такие истории позволят им ближе познакомиться с принципами кришна-таттвы, то наша цель — проповедь сознания Кришны — будет достигнута.
— Есть ли границы такому творчеству?
— Да, разумеется! Необходимо соблюдать основные принципы сиддханты и расы. Здесь не должно быть места фантазии.
— Использовал ли Шрила Прабхупада подобный подход?
— Шрила Прабхупада этого не делал. В основном, его литературным призванием было переводить и комментировать шастры. И все же он наказывал своим ученикам писать в соответствии с философией ачарьев и следуя их примеру36.
— А был ли похожий опыт у ачарьев прошлого?
— Да. Обосновывая творческие приемы, использованные в работе над «На парайе *хам»у я приведу в пример труды Бхакти-виноды Тхакура. В таких произведениях, как «Харинама-чинта-мани», «Према-прадипа», «Навадвипа-дхама-махатмья» и другие,. Бхактивинода Тхакур использовал множество оригинальных литературных приемов. В одних («Харинама-чинтамани») учение Тхакура представляют исторические персонажи, участвующие в вымышленных событиях. В других («Према-прадипа») вымышленные персонажи участвуют в вымышленных событиях. Шримад Бхагаватам песнь 2 В третьих («Навадвипа-дхама-махатмья») исторические персонажи участвуют в исторических событиях. Но во всех трех случаях Тхакур раскрывает темы книг своими словами.