Вы здесь:  

Главная страница

Шиварама

13

лаласа» он раскрыл свою вечную сварупу — Камала-манджари — и свое служение Шри Радхе на Голоке.

Но в других своих книгах Бхактивинода Тхакур не указывал на то, что они были чем-то иным, нежели духовными сочинениями, при создании которых он использовал современные литературные приемы, объединив историю, философию, прозу и вымысел для передачи учения Господа Чайтаньи.

Среди таких книг наиболее близко к «На парайе 'хам» по форме стоит «Джайва-дхарма». Это самое выдающееся произведение Тхакура, которое представляет собой изложение вайшнавской философии в виде романа.

Заслуживающие доверия личности из сампрадаи гаудия-вайшнавов рассматривают многих героев «Джайва-дхармы» целиком как литературных персонажей. Именно с помощью последних Бхактивинода Тхакур представляет сиддханту по каждому из философских вопросов, с которыми душа сталкивается на пути от обусловленности к освобождению. Послание книги доносится в форме философских диалогов. Повествование прерывается историями, дающими читателю возможность передохнуть от текста, насыщенного философским содержанием.

Герои книг Бхактивиноды Тхакура взаимодействуют с реально существующими спутниками Господа Чайтаньи и учатся у них. Например, в заключительной части произведения реально живший Шримад Бхагаватам песнь 2 ачарья Дхьяначандра Госвами дает наставления вы-

мышленным персонажам Враджанатхе и Виджай-кумару. Точно такой же прием я использовал в «На парайе 'хам».

Пример Бхактивиноды Тхакура особенно актуален для писа-телей-вайшнавов двадцать первого века. Он был первым современным ачарьей, который увидел необходимость представить сознание Кришны средствами, доступными для широкой аудитории. Ради проповеди послания Господа Чайтаньи он привнес изменения в литературную форму вайшнавских произведений, не изменив сути.

Далее: