прояснить удивительную духовную природу служения в разлуке. И на уровне практики, и на уровне совершенства разлука является неотъемлемой частью служения Шри Кришне. В переживании этих трансцендентных рас искуснее всех враджаваси.
Показав, что разлука действительно приносит блаженство и неотделима от высшей цели жизни, я хотел бы закончить парадоксальным утверждением: Кришна и Его преданные никогда не разлучаются. Таково мнение Шрилы Рупы Госвами9. Он пишет: «Кришна вечно наслаждается танцем раса и другими играми с
богинями Враджа. Кришна и гопи ни на миг не разлучаются. Кришна, убивший Камсу, вечно наслаждается божественными играми во Вриндаване с коровами сурабхи, гопами и гопи».
Как такой трансцендентный феномен возможен, я не стану говорить. Пусть читатель сам углубится в науку преданности и раскроет для себя ее чудеса.
о всех религиях есть общие теологические элементы. Одним из таких элементов является утверждение «Бог — всеблагой»1 и вытекающее из него — «Бог не может поступать дурно». Но тогда необходимо ответить на вопрос: «Зачем Он преступает принципы религии, да еще и побуждает это делать Своих преданных? В действительности, паракия-бхава Враджа являет совершенный пример поведения, хотя оно, на первый взгляд, и противоречит тому, что поборники морали могли бы ожидать от Господа и Его спутников.
Что такое паракия-бхава?
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» любовные отношения описываются так2:
атаэва мадхура раса кахи тара нама свакййа-паракййа-бхаве дви-видха самстхана
«Поэтому я называю ее мадхура-расой. Она бывает двух видов: любовь в браке и любовь вне брака».
паракййа-бхаве ати расера улласа враджа вина ихара анйатра нахи васа
«Внебрачная супружеская любовь исполнена высочайшей расы. Такую любовь не найти нигде, кроме Враджа».