вечно предается во Врадже на Голоке Вриндаване, а там всегда проявлена паракия-раса».
Однако паракия-раса не встречается на Вайкунтхе, где преобладает свакия-бхава Лакшмидеви и где никому не ведом божественный экстаз любви вне брака. Высший экстаз может существовать только в самой сокровенной части духовного мира, но, по беспричинной милости Господа, мы имеем возможность заглянуть в этот невидимый Врадж здесь, на Земле.
Как уже говорилось выше, гопи — носительницы паракия-бхавьц и их настроение самым совершенным образом воплощается в Шри Радхе.
враджа-вадху-ганера эи бхава ниравадхи тара мадхйе шрй-радхайа бхавера авадхи
«В сердцах девушек Враджа эта любовь беспредельна, но совершенства она достигает у Шри Радхи».
Зрелое проявление паракия-бхавы у Шри Радхи не способен постичь даже Хари. Любовное служение приносит Ей сильнейшие экстатические переживания, поэтому Она наслаждается бесчисленными качествами Кришны в такой степени, в какой это недоступно больше никому. Ее любовное Настроение пробуждает острый интерес даже у Самого Шри Кришны, и поэтому Он решил занять Ее место, приняв облик Шри Чайтаньи Махапраб-ху. «Это позволило Ему насладиться вкусом возвышенной которая царит в трансцендентной обители Враджа»24.
Существует много спорных идей, связанных с паракия-бха-вой. Согласно одной из них, бытовавшей среди гаудия-вайшна-вов, Джива Госвами ставил свакия-бхаву выше паракии и предпочитал поклонение Радхе и Кришне как вечным супругам. Шрила Прабхупада вносит ясность в этот вопрос в «Чайтанья-чаритам-
рите»25. Он отмечает, что Джива Госвами говорил так под давлением некоторых из своих последователей, которые принижали значение паракия-бхавы, предпочитая ей свакия-бхаву. Однако из его литературных трудов явствует, что истинное отношение Дживы Госвами к паракия-бхаве ничем не отличалось от отношения его предшественников, Рупы и Санатаны Госвами. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур тоже