Глава 11. Одиннадцатая: Краткое описание Махапуруши

 

1. Шри Шаунака сказал: О Сута, ты - лучший из ученых людей и великий преданный Верховного Господа. Поэтому мы сейчас спрашиваем у тебя об окончательном заключении всех тантрических писаний.

 

2-3. Всей доброй удачи тебе! Пожалуйста, объясни нам, которые очень стремятся узнать, процесс крийайоги, практикуемый через регулируемое поклонение трансцендентальному Господу, мужу богини удачи. Пожалуйста, также объясни, как преданные Господа воспринимают Его части тела, спутников, оружие и украшения в терминах определенных материальных представителей. Посредством искусного богослужения Верховному Господу смертный может достичь бессмертия.

 

4. Сута Госвами сказал: Предложив поклоны моим духовным учителям, я повторю вам описание богатств Верховного Господа Вишну, данное в Ведах и тантрах великими авторитетами, начиная с рожденного в лотосе Брахмы.

 

5. Вселенская форма [вират] Личности Бога включает девять основных элементов творения, начиная с непроявленной природы, и их последующие превращения. Однажды, когда эта вселенская форма внушается в сознание, три планетарные системы становятся видимыми внутри нее.

 

6-8. Это - представление Верховного Господа, как вселенской личности, в котором Земля является Его стопами, небо - Его пупком, Солнце - Его глазами, ветер - Его ноздрями, порождающий полубог - Его гениталиями, смерть - Его анусом, и Луна - Его умом. Райские планеты - это Его голова, части света - это Его уши, и полубоги, защищающие разные планеты, - это Его множество рук. Бог смерти является Его бровями, стыд - Его нижней губой, жадность - Его верхней губой, заблуждение - Его улыбкой, и лунный свет

- Его зубами, тогда как деревья являются жесткими волосками на теле Пуруши, и облака - волосами на Его голове.

 

9. Точно также, как можно определить размеры обыкновенной личности в этом мире, измеряя его различные части тела, так и можно определить размеры Махапуруши, измеряя устройство планетарных систем внутри Его вселенской формы.

 

10. На Своей груди всемогущая, нерожденная Личность Бога носит драгоценный камень Каустубху, который представляет чистую духовную душу, вместе со знаком Шриватсы, который является непосредственным проявлением обширного сияния драгоценного камня.

 

11-12. Его цветочная гирлянда - это Его материальная энергия, заключающая в себе различные сочетания природных качеств. Его желтые одежды - это стихотворные ритмы Вед, и Его священный шнур - это слог ом, состоящий из трех звуков. В форме Своих двух акулообразных серег Господь носит процессы Санкхйи и йоги, и Его венец, дарящий бесстрашие обитателям всех миров, - это верховное положение Брахмалоки.

 

13. Ананта, место сидения Господа, - это непроявленная фаза материальной природы, и лотосный трон Господа - это гуна благости, наделенная знанием и религией.

 

14-15. Булава, которую держит Господь, - это главный элемент, прана, объединяющий потенции чувственной, умственной и физической силы. Его отличная раковина - это элемент воды, Его диск Сударшана - это элемент огня, и Его меч, чистый, как небо, - это элемент эфира. Его щит воплощает гуну невежества, Его лук, под названием Шарнга, - время, и Его колчан, наполненный стрелами, - рабочие органы чувств.

 

16. Его стрелы называют чувствами, и Его колесницу - активным, сильным умом. Его внешнее появление - это тонкие объекты восприятия, и жесты Его рук - это сущность всех целенаправленных действий.

 

17. Солнечный шар - это место, где поклоняются Верховному Господу, духовное посвящение <инициация>

- это средства очищения для духовной души, и воздаяние преданного служения Личности Бога - это процесс для искоренения всех греховных последствий.

 

18. Игриво несущий лотос, который представляет различные богатства, обозначаемые словом бхага, Верховный Господь принимает служение от пары опахал чамара, которые являются религией и славой.

 

19. О брахманы, зонтик Господа является Его духовной обителью, Ваикунтхой, где не существует страха, и Гаруда, который носит Господа жертвоприношения, является тройственной Ведой.

 

20. Богиня удачи, Шри, которая никогда не покидает Господа, появляется с Ним в этом мире в качестве образа Его внутренней потенции. Вишваксена, главный среди Его личных спутников, известен, как олицетворение Панчаратры и других тантр. И восемь привратников Господа, во главе с Нандой, - это Его мистические совершенства, начиная с анимы.

 

21. Васудева,  Санкаршана, Прадйумна и Анируддха - это имена непосредственных личных экспансий Верховного Бога, О брахмана Шаунака.

 

22. Можно воспринимать Верховную Личность Бога в терминах бодрствующего сознания, сна и глубокого сна - которые функционируют соответственно через внешние объекты, ум и материальный разум - и также в терминах четвертого, трансцендентального уровня сознания, который характеризуется чистым знанием.

 

23. Верховная Личность Бога, Господь Хари, таким образом появляется в четырех личных экспансиях, каждая из которых демонстрирует Его главные части тела, второстепенные части тела, оружие и украшения. Посредством этих разных отличительных черт Господь поддерживает четыре фазы существования.

 

24. О лучшие из брахманов, Он один является самосветящимся, изначальным источником Вед, совершенным и полным в Своей собственной славе. При помощи Своей материальной энергии Он создает, уничтожает и поддерживает всю эту вселенную. Так как Он является исполнителем различных материальных функций, Он иногда описывается, как материально разделенный, и тем не менее Он всегда остается трансцендентально находящимся в чистом знании. Те, кто с преданностью посвящают себя Ему, могут осознать Его, как их истинную Душу.

 

25. О Кришна, О друг Арджуны, О главный среди потомков Вришни, Ты являешься разрушителем тех политических партий, которые беспокоят элементы на этой Земле. Твоя доблесть никогда не уменьшается. Ты - владелец трансцендентальной обители, и Твои самые святые прославления, которые поются пастухами и пастушками Вриндаваны и их слугами, награждают всем благоприятным, будучи только услышанными. О Господь, пожалуйста, защити Своих преданных.

 

26. Любой, кто встает рано утром и с очищенным умом, зафиксированным на Махапуруше, тихо воспевает это описание Его характеристик, осознает Его, как Верховную Абсолютную Истину, обитающую в сердце.

 

27-28. Шри Шаунака сказал: Пожалуйста, опиши нам, которые имеют сильную веру в твои слова, различные группы личных отличительных черт и спутников, которые бог Солнца демонстрирует в течение каждого месяца, вместе с их именами и деятельностью. Спутники бога Солнца, которые служат их господину, - это личные экспансии Верховной Личности Бога, Хари, в его качестве правящего божества Солнца.

 

29. Сута Госвами сказал: Солнце путешествует между всех планет и таким образом регулирует их движения. Оно было создано Господом Вишну, Высшей Душой всех воплощенных существ, посредством Его безначальной материальной энергии.

 

30. Бог Солнца, будучи неотличным от Господа Шри Хари, является единой душой всех миров и их изначальным создателем. Он - источник всех ритуальных действий, предписанных в Ведах, и Ему дано много имен Ведическими мудрецами.

 

31. Являясь источником материальной энергии, Личность Бога Господь Хари в Его экспансии бога Солнца описывается в десяти аспектах, О Шаунака: время, место, усилие, исполнитель, инструмент, особый обряд, писание, принадлежности поклонения и результат, который будет достигнут.

32. Верховная Личность Бога, поддерживающий Свою потенцию времени в качестве бога Солнца, переносится в каждом из двенадцати месяцев, начиная с Мадху, чтобы регулировать движение планет во вселенной. Существуют различные группы из шести товарищей, путешествующих с богом Солнца в каждый из (двенадцати) месяцев.

 

33. Мой дорогой мудрец, Дхата в качестве бога Солнца, Критастхали в качестве Апсары, Хети в качестве Ракшасы, Васуки в качестве Наги, Ратхакрит в качестве Йакши, Пуластйа в качестве мудреца и Тумбуру в качестве Гандхарвы правят месяцем Мадху.

 

34. Арйама, как бог Солнца, Пулаха, как мудрец, Атхауджа, как Йакша, Прахети, как Ракшаса, Пунджикастхали, как Апсара, Нарада, как Гандхарва, и Каччханира, как Нага, правят месяцем Мадхава.

 

35. Митра в качестве бога Солнца, Атри в качестве мудреца, Паурушейа в качестве Ракшасы, Такшака в качестве Наги, Менака в качестве Апсары, Хаха, в качестве Гандхарвы и Ратхасвана в качестве Йакши правят месяцем Шукра.

 

36. Васиштха, как мудрец, Варуна, как бог Солнца, Рамбха, как Апсара, Сахаджанйа, как Ракшаса, Хуху, как Гандхарва, Шукра, как Нага, и Читрасвана, как Йакша, правят месяцем Шучи.

 

37. Индра, как бог Солнца, Вишвавасу, как Гандхарва, Шрота, как Йакша, Елапатра, как Нага, Ангира, как мудрец, Прамлоча, как Апсара, и Варйа, как Ракшаса, правят месяцем Набхас.

 

38. Вивасван, как бог Солнца, Уграсена, как Гандхарва, Вйагхра, как Ракшаса, Асарана, как Йакша, Бхригу, как мудрец, Анумлоча, как Апсара, и Шанкхапала, как Нага, правят месяцем Набхасйа.

 

39. Пуша, как бог Солнца, Дхананджайа, как Нага, Вата, как Ракшаса, Сушена, как Гандхарва, Суручи, как Йакша, Гхритачи, как Апсара, и Гаутама, как мудрец, правят месяцем Тапас.

 

40. Риту, как Йакша, Варча, как Ракшаса, Бхарадваджа, как мудрец, Парджанйа, как бог Солнца, Сенаджит, как Апсара, Вишва, как Гандхарва, и Аиравата, как Нага, правят месяцем, известным, как Тапасйа.

 

41. Амшу, как бог Солнца, Кашйапа, как мудрец, Таркшйа, как Йакша, Ритасена, как Гандхарва, Урваши, как Апсара, Видйуччхатру, как Ракшаса, и Махашанкха, как Нага, правят месяцем Сахас.

 

42. Бхага, как бог Солнца, Спхурджа, как Ракшаса, Ариштанеми, как Гандхарва, Урна, как Йакша, Айур, как мудрец, Каркотака, как Нага, и Пурвачитти, как Апсара, правят месяцем Пушйа.

 

43. Твашта, как бог Солнца; Джамадагни, сын Ричики, как мудрец; Камбалашва, как Нага; Тилоттама, как Апсара; Брахмапета, как Ракшаса; Шатаджит, как Йакша; и Дхритараштра, как Гандхарва, поддерживают месяц Иша.

 

44. Вишну, как бог Солнца, Ашватара, как Нага, Рамбха, как Апсара, Сурйаварча, как Гандхарва, Сатйаджит, как Йакша, Вишвамитра, как мудрец, и макхапета, как Ракшаса, правят месяцем Урджа.

 

45. Все эти личности являются богатыми экспансиями Верховной Личности Бога, Вишну, в форме бога Солнца. Эти божества уносят все греховные последствия у тех, кто вспоминает их каждый день на рассвете и на закате.

 

46. Таким образом, во все двенадцать месяцев господь Солнца путешествует по всем частям света со своими шестью типами спутников, распространяя обитателям этой вселенной чистоту сознания для этой жизни и следующей.

 

47-48. Пока мудрецы прославляют бога Солнца гимнами из Сама, Риг и Йаджур Вед, что раскрывают его сущность, Гандхарвы также поют свои восхваления, и Апсары танцуют перед его колесницей. Наги приводят в порядок бразды колесницы и Йакши правят ее лошадьми, пока могучие Ракшасы толкают колесницу сзади.

 

49. Снаружи колесницы, прямо перед ней, путешествуют шестьдесят тысяч мудрецов-брахманов, известных, как Валакхилйи, и они предлагают молитвы в Ведических мантрах всемогущему богу Солнца.

 

50. Для защиты всех миров Верховная Личность Бога Хари, который является нерожденным и неимеющим начала и конца, таким образом распространяет Себя в течение каждого дня Брахмы в три особые категории Своих личных образов.