Каковы два воззрения на творение?
ШЛОКА 147
Монистические теисты верят, что Шива творит космос как Свою эманацию. Творение Шивы есть Сам Шива. Плюралистические теисты придерживаются взгляда, что Шива формирует космос из вечно существующей материи и, таким образом, Сам не является Своим творением. Аум.
БХАШЬЯ
Плюралистические сиддхантины верят, что Бог, души и мир — Пати, пашу и паша — это три вечно сосуществующих реальности. Под творением эта школа понимает то, что Шива придает уже существующей материи, майе, различные формы. Другими словами, Бог, как гончар, является действенной причиной космоса. Но Он не является материальной причиной, той «глиной», из которой космос формируется. Плюралисты считают, что если мир – паша, которому присущи анава, карма и майя, был сотворен, то любая мотивация этого творения — будь то божественное желание, демонстрация мощи или всего лишь игра — делает Создателя менее чем совершенным. Поэтому паша никогда не мог быть сотворен. Монистические сиддхантины полностью отвергают аналогию с гончаром. Они учат, что Бог есть одновременно действенная, инструментальная и материальная причина. Шива постоянно эманирует творение из Себя. Его проявление можно сравнить с проявлением жара из огня, горы из земли или волн из океана. Жар есть огонь, гора есть земля, волны неотличимы от океана. Веды утверждают: «В Этом все объединяется; из Этого все исходит. Он, вездесущий, есть начало и конец всех сотворенных вещей». Аум Намах Шивайя.