Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Танец с Шивой

Каковы два воззрения на творение?

Каковы два воззрения на творение?

ШЛОКА 147

Монистические теисты верят, что Шива творит кос­мос как Свою эманацию. Творение Шивы есть Сам Шива. Плюралистические теисты придерживаются взгляда, что Шива формирует космос из вечно существующей мате­рии и, таким образом, Сам не является Своим творением. Аум.

БХАШЬЯ

Плюралистические сиддхантины верят, что Бог, души и мир — Пати, пашу и паша — это три вечно сосуществу­ющих реальности. Под творением эта школа понимает то, что Шива придает уже существующей материи, майе, раз­личные формы. Другими словами, Бог, как гончар, явля­ется действенной причиной космоса. Но Он не является материальной причиной, той «глиной», из которой кос­мос формируется. Плюралисты считают, что если мир – паша, которому присущи анава, карма и майя, был сотво­рен, то любая мотивация этого творения — будь то божес­твенное желание, демонстрация мощи или всего лишь иг­ра — делает Создателя менее чем совершенным. Поэтому паша никогда не мог быть сотворен. Монистические сид­дхантины полностью отвергают аналогию с гончаром. Они учат, что Бог есть одновременно действенная, ин­струментальная и материальная причина. Шива постоян­но эманирует творение из Себя. Его проявление можно сравнить с проявлением жара из огня, горы из земли или волн из океана. Жар есть огонь, гора есть земля, волны неотличимы от океана. Веды утверждают: «В Этом все объединяется; из Этого все исходит. Он, вездесущий, есть начало и конец всех сотворенных вещей». Аум Намах Шивайя.