Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Таттва-сандарбха

Раздел 3 - Описание и прославление "Шримад-Бхагаватам" (Тексты с 19 по 26)

Раздел 3 - Описание и прославление
"Шримад-Бхагаватам" (Тексты с 19 по 26)

A) Что говорят о "Шримад-Бхагаватам"
различные священные писания (Тексты 19 и 20)

ТЕКСТ 19
Текст 19.1
Даже составив все Пураны и "Веданта-Сутру", могущественный мудрец Вьяса не был удовлетворен. Поэтому он явил плод своей зрелой медитации - "Бхагаватам", естественный комментарий на свои собственные с¬утры. В этом произведении мы находим обобщенный обзор всех священных писаний, поскольку оно начинается с благословенной мантры Гаьятри, сути всех ведических текстов.

Текст 19.2
Подобным же образом описывает "Шримад-Бхагаватам" и "Матсья-Пурана": "В начале одной из пуран в центре обсуждения находится мантра Гаятри. В этой книге описаны все основные принципы истинной религии, а также рассказывается о гибели демона Вритры. И эта пурана известна под именем "Шримад-Бхагаватам". Человек, переписавший копию "Бхагаватам", водрузивший ее на трон c золотыми львами, и подаривший кому-нибудь в день полной луны месяца Праушхапада, достигнет высшей цели жизни. Говорится, что эта Пурана состоит из восемнадцати тысяч стихов". ["Матсья-Пурана" 53.20-22].

Text 19.3
Слово "гаятри", использованное здесь, указывает на основной смысл гаятри, а также на слово "дхимахи", относящееся к текстам гаятри, и неизменно в них присутствующее; неверно было бы в этой связи говорить о настоящей гаятри-мантре, самой древней из всех ведических мантр. Смысл гаятри мы обнаруживаем во фразах "Джанмадй асья ятах" (который является причиной творения, поддержания и разрушения этой вселенной) и "тене брахма хрида" (Он поведал трансцендентный звук Вед из сердца" [Бхаг. 1.1.1]. Эти две фразы в точности передают содержащиеся в гаятри идеи о том, что Верховная Истина является прибежищем всех миров, и что это Она направляет разум. Во фразе "дхарма-вистарах" (все основные принципы истинной религии) под словом "дхарма" (религия) подразумевается "высшая форма религии", поскольку в "Бхагаватам" [1.1.2] утверждается: "дхармах проджджхита- каитово 'тра парамах" (Это произведение описывает высшую форму религии, полностью отвергая все виды религии мошеннической) Отличительными чертами высшей религии являются такие виды духовной практики, как медитация на Личность Бога, что и будет показано нами далее.

ТЕКСТ 20
Текст 20.1
Подобно этому, в "Прабхаса-кханде" [1.2.39-42] "Сканда-Пураны" есть следующие утверждения: "То, где гаятри-мантра является предметом обсуждения", "Среди различных писаний, известных на земле, то, которое описывает историю людей и полубогов, живших в Сарасвата-кальпу, называется "Бхагаватам"." и " Человек, переписавший копию "Бхагаватам"…", а также "Говорится, что в этой Пуране восемнадцать тысяч стихов". Подобные утверждения имеются и в "Агни-Пуране".

Текст 20.2
Комментатор [Шрила Шридхара Свами] цитирует в качестве доказательства из другой пураны: "Книга, содержащая восемнадцать тысяч стихов в двенадцати песнях, включающая наставления мудреца Хаьягривы о медитации на Всевышнего, а также описание убийства Вритры, и начинающаяся с гаятри называется "Бхагаватам" ".

Текст 20.3
"Наставления мудреца Хаягривы о медитации на Всевышнего" это молитва "Нараяна-кавача" (нараяна-варма), поскольку она упоминается вместе с убийством Вритры. Имя Хаьягрива упомянутое здесь, относится к Дадхичи, мудрецу с головой коня. Он положил начало медитации на Всевышнего (брахма-видья), известной под названием нараяна-варма. О том, что у него была голова коня говорится в шестой песне "Бхагаватам" [6.9.52] словами "ашва-шира", или "известный как тот, у кого голова коня" (яд ва ашва-широ нама) Этот раздел "Бхагаватам" и в самом деле представляет брахма-видью в виде нараьяна-вармы, и это тождество также подтверждается стихом, процитированным Шрилой Шридхарой Свами в своем комментарии: "Услышав это и почувствовав, что они относятся к нему с почтением, Дадхичи, потомок Атхарвы, не желая нарушить данное им обещание, обучил двоих Ашвини-кумаров методу праваргйи и медитации на Всевышнего (брахма-видья)".

Текст 20.4
"Шримад-Бхагаватам" находится в чистейшей гуне благости. Он приносит радость Личности Бога и ему отдают предпочтение преданные Господа. Как видно из "Падма-Пураны" ["Уттара-кханда" 22.115], из вопроса, заданного Гаутамой Амбарише: "О, повелитель земли, сидя перед Божеством Господа Хари, читаешь ли ты "Бхагавата-Пурану", включающую в себя историю Прахлады, царя демонов?" Там же, в "Падма-Пуране", в разделе, прославляющем Ванджули маха-двадаши, Гаутама наставляет Амбаришу: "Следует бодрствовать всю ночь, слушая повествования о Господе Вишну: "Бхагавад-гиту", "Тысячу имен Вишну" и Пурану, рассказанную Шукадевой. Эти произведения должны читаться вслух и с выражением, со стремлением доставить удовольствие Верховному Господу Хари".

Текст 20.5
В другом месте "Падма-Пураны" есть такое утверждение: "Мой дорогой Амбариша, ты должен регулярно слушать "Бхагаватам", поведанный Шукадевой, и петь его, если, конечно, ты хочешь узреть конец своего пребывания в материальном мире". Также в "Прахлада-Самхите" из "Сканда-Пураны", в разделе, описывающем славу Двараки, говорится: "Тот, кто бодрствует всю ночь, с преданностью декламируя "Шримад-Бхагаватам" перед Божеством Хари, отправится в обитель Верховного Господа вместе со всеми членами своей семьи".