Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Таттва-сандарбха

Раздел 3 (Тексты с 23 по 24.1) C) Различные комментарии устанавливают положение "Шримад-Бхагаватам"

C) Различные комментарии устанавливают положение "Шримад-Бхагаватам" (Тексты с 23 по 24.1)

ТЕКСТ 23
Текст 23.1
Поэтому, хотя есть много других богооткровенных писаний, о "Бхагаватам" говорится: "Появление этой Пураны, словно восход солнца, для тех, кто утратил зрение в эпоху Кали" (калау нашта-дришам еша пуранарко 'дхунодитах) ["Бхаг". 1.3.43]. Из этого сравнения с солнцем, мы можем сделать вывод, другие писания не в состоянии в точности описать реальность, не прибегая к помощи "Бхагаватам". В произведении "Шри Хаяширша Панчаратра", среди различных писаний упоминается тантра по имени "Тантра-бхагавата", причисляемая к комментариям на "Шримад-Бхагаватам". Существует еще несколько подлинных комментариев на "Шримад-Бхагаватам", включая "Шри Ханумад-бхашью", "Васана-бхашью", "Самбандхокти", "Видват-камадхену", "Таттва-дипика", "Бхавартха-дипика", "Парамахамса-приья" и "Шука-хридаья", а также какое-то число монографий по отдельным темам: "Мукта-пхала", "Хари-лила", "Бхакти-ратнавали" и другие. Эти выдающиеся труды составлены просвященными духовными наставниками, каждый из которых давал комментарии в соответствии с мнением своей школы.

Текст 23.2
Хемадри, в одном разделе своей книги при обсуждении принесения в дар Пуран приводятся цитаты из "Матсья-Пураны", в которых прославляется "Шримад-Бхагаватам", и перечисляются его отличительные признаки. А в конце своей книги, в главе, описывающей признаки различных эпох, при описании религиозных принципов для кали-юги Хемадри цитирует текст, начинающийся словами: "Возвышенные души с большим почтением относятся к кали-юге" (калим сабхаджаьянтй арьях) ["Бхаг." 11.5.36]; указывая на то, что это стих из "Бхагаватам", он признает, что в век Кали применимы лишь те религиозные принципы, которые изложены в "Бхагаватам". В другом своем труде, "Самватсара-прадипе", Хемадри приводит несколько стихов из "Сканда-Пураны", процитированных нами выше, начиная со слов: "Какой смысл собирать сотни и тысячи", после чего он приводит несколько стихов из "Бхагаватам", которые рекомендует читателю переписать от руки ради очищения от всех пороков этого века.

Текст 23.3
Шанкарачарья, воплощение Господа Шанкары, считал послание "Шримад-Бхагаватам" более возвышенным, даже чем его собственная концепция слияния со Всевышним, поскольку "Бхагаватам" раскрывает, что такое счастье преданного служения, а также другие особые истины. Поскольку Верховный Господь пожелал сокрыться, Шанкарачарья в соответствии с Его желанием проповедовал философию единства, которую мы обсудим позднее. Все же, Шанкарачарья боялся трогать "Бхагаватам", изначальный нерукотворный комментарий к "Веданте". Описывая в своей "Говиндаштаке" события, о которых рассказывается лишь в "Бхагаватам", - таких, как изумление царицы Враджа при виде вселенской формы и то, как Кришна украл одежды у незамужних девушек Враджи, - он был почтителен и лишь слегка затронул "Бхагаватам", чтобы придать вес своим словам.

ТЕКСТ 24
Текст 24.1
Шри Мадхвачарья-чарана принадлежал к цепи ученической преемственности Шанкарачарйи. Познакомившись с "Шримад-Бхагаватам", он стал приверженцем ваишнавскизма. В страхе, что другие ваишнавы могут попаcть под влияние комментаторов таких как Пуньяранья и прочие последователи Шанкары, Шри Мадхва написал свой собственный комментарий на "Бхагаватам", показав правильный подход к его пониманию.