Вы здесь:  

Главная страница

Таттва-сандарбха

Введение в обзор "Шри Таттва-сандарбхи"

Введение в обзор "Шри Таттва-сандарбхи"

 

В одной из своих лекций Шрила Прабхупада сказал: "Джива Госвами составил шесть сандарбх, сборников основополагающих философских идей: "Бхагавата-сандарбху", "Кришна-сандарбху", "Таттва-сандарбху", "Прити-сандарбху" и т.д. Не думаю, что они выходили на английском. В этих трудах дано настолько глубокое обоснование философии вайшнавов, что во всем мире не найдется такого философа, который был бы в состоянии опровергнуть шесть сандарбх Дживы Госвами".

 

Шесть Госвами Вриндавана внесли особенно важный вклад в миссию Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Отрекшись от удобств материальной жизни, они посвятили себя служению Радхе и Кришне. Запечатлев в своих книгах наставления Господа Чайтаньи, Госвами заново открыли утерянные места игр Господа Кришны во Вриндаване и утвердили основополагающие принципы практики преданного служения. Шриниваса Ачарья написал песню, где говорилось: "Они в совершенстве изучили все богооткровенные писания, желая установить вечные принципы религии на благо всего человечества. И потому их почитают во всех трех мирах. Воистину они достойны того, чтобы искать их покровительства".

 

Главной заслугой Шрилы Дживы Госвами было подведение философской основы к движению Господа Чайтаньи. И шесть написанных им сандарбх (аналитических очерков) в этом отношении наиболее важны. "Таттва-сандарбха" – первая из этих шести книг.

 

"Шри Таттва-сандарбху" условно можно разделить на две части, хотя сам Шрила Джива Госвами не давал каких-либо указаний на этот счет. Ее первая часть, состоящая из 26 стихов, доказывает авторитетность "Шримад-Бхагаватам" на основании логики и аргументов, приведенных в пользу этого в различных священных писаниях. И только после этого в качестве  первичного источника подтверждения истинности принимают уже сам "Бхагаватам", который и остается таковым во всех остальных сандарбхах. Во второй части "Таттва-сандарбхи", которая начинается с 27 стиха, даются основные положения, определяющие природу Верховной Истины, или таттвы, раскрытой в "Шримад-Бхагаватам". Пандиты иногда называют две части "Таттва-сандарбхи" Прамана-кхандой и Прамея-кхандой; "прамана" означает "надежный источник знания", а "прамея" – "объект изучения праманы". Иначе говоря, два этих раздела имеют дело соответственно с эпистемологией и онтологией.

 

В этом обзоре мы попытались далее разделить "Таттва-сандарбху" на естественные части, которые отражают ход мысли и доводы, представленные нашим ачарьей.

 

Хотя мы не собираемся затрагивать в данном курсе оставшиеся пять сандарбх, можно вкратце упомянуть и о них. "Параматма-сандарбха" повествует об атме и Параматме; "Бхагавата-сандарбха" доказывает, что личностный аспект Абсолютной Истины, Бхагаван,  является наивысшим из аспектов; "Кришна-сандарбха" утверждает, что Господь Кришна – это высшее проявление Бхагавана. В "Бхакти-сандарбхе" рассказывается, что такое бхакти, процесс приближения к Кришне, а "Прити-сандарбха" объясняет, что такое любовь к Богу.

 

 

Обращение Шрилы Дживы Госвами

 

"Да славится Господь Кришна!"