Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Вайдьянатха Дас

[стр. 10]

Например, когда представители школы карма мимамсы утверждают что в ведах есть только правила и ограничения, у них есть изначальное представление о том, что веды должны принести нам какое-то материальное благо, поэтому они говорят саманвая вед это правила и ограничения, которые приносят нам благо. Мы говорим что… и когда им бывает очень трудно… на следующем занятии мы будем немножко говорить о том, как Шанкарачарья сталкивался с карма-вимамсой. Давайте посмотрим, попробуем, может быть мы немножко забежим вперед, но мне хочется также вызвать вас на определенное размышление. Итак, представьте себе что вы все представители школы карма мимамсы. То есть вы утверждаете что смысл всех вед заключается в том, что есть только правила, которым нужно следовать для того, чтобы получить какое-то благо. Так? И вы доходите до Упанишад, в которых в основном говориться: «Ом. Брахман. Такой брахман. Сякой брахман». Что бы вы сказали на это, как бы вы смогли доказать то, что саманвая вед заключается в том, что нужны только правила и ограничения, зачем они тогда описывают брахман.

- Потому что я есть брахман.

Слишком абстрактная философская тема. Но мы немного говорили о саманвае. Мы утверждаем, это, кстати говоря, в этом мы согласны с Шанкарачарьей в том числе, потому что мы тоже последователи Веданта сутры. Наша сутра это Веданта сутра и Веданта сутра очень ясно говорит что саманвая, основная тема ведических писаний это описание абсолютной истины. Тем не менее мы берем любые веды изначальные и первое что нам бросается в глаза это жертвоприношение. В жертвоприношениях говорится: «Делай такое-то жертвоприношение, делай путраканештью и у тебя будет замечательный сын. Делай, поклоняйся /Обрывается запись/

И поэтому, соответственно школа карма вимамсы утверждает, что саманвая вед это правила, это просто объяснение того как нам нужно жить и что нам нужно делать, как мы должны жить, как нужно правильно жить. Теперь давайте попытайтесь все-таки опровергнуть это. Как бы по-вашему, собственно вопрос был такой как по-вашему эти представители школы кармы вимамсы относятся тогда к Упанишадам? Как они объясняют Упанишады? Вас это видимо не очень интересует. Так или иначе они просто чтобы тоже дать вам небольшой вкус этого всего, они говорят, что Упанишады описывают брахмана, они возвеличивают брахмана, описывают величие брахмана для того, чтобы в конечном счете побудить человека поклоняться брахману. Побудив человека поклоняться брахману, человек будет правильно себя вести, правильно он будет себя вести, поэтому он в следующей жизни окажется на райских планетах. То есть, в конечном счете, все эти описания сводятся к тому же. Мы же наоборот говорим, что веды описывают все эти жертвоприношения только для того, чтобы человек очистился и, в конце концов, постиг что такое брахман и забросил все эти ведические жертвоприношения. И в общем-то нужно еще, еще стоит поспорить кто прав, кто более прав, потому что и то и другое объяснение имеет смысл в зависимости от цели которую ставит для себя человек и поэтому ачарьи говорят, что веды – древы желаний. Человек в зависимости от того, какие у него есть желания, он может исполнить любые свои желания с помощью ведической литературы.

Теперь… Да, я хотел в двух словах все таки сказать о том, что содержится во второй книге, в третьей и четвертой книге.

Во второй книге, которая называется Авирода, разбирается противоречие. Как мы уже говорили, ведические писания полны противоречий. Там разбираются различные противоречия. Внутренние противоречия, которые есть в самих ведах. Логические противоречия. Противоречия между различными школами ведической философии и, в конце концов, противоречия, которые возникают при логической интерпретации священных писаний или шрути. То есть четыре вида противоречий разбираются во второй книге и таким образом автор Веданта сутры как бы усиливает свою позицию. В первой он говорит что такое брахман и описывает подробно брахмана, а во второй он усиливает свою позицию, опровергает всех остальных и разрешает всевозможные противоречия.

Далее: