Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Вайдьянатха Дас

[стр. 12]

Но мне хотелось сказать немного о теории обучения. О том, каким образом постигает человек это знание. Об этапах этого знания. Я потом объясню почему и зачем. Давайте сами посмотрим. В соответствии с ведами есть три процесса усвоения знания, три ступени освоения знания. Чтобы усвоить что-то, вот усвоение какой-то истины протекает через три этапа. Это очень простая вещь. Кто-то может представить себе каков первый этап? Что нужно для того, чтобы сначала понять что-то?

- Прочитать. Слышать. Слушать.

Как называется на санскрите первая ступень?

- Шраванам.

Шраванам. Правильно. Какова вторая ступень усвоения?

- Киртанам (со смехом).

Промыли вам мозги.

- Памятование. Осознание.

Близко.

- Повторение. Усвоение. Сомнение.

Сначала нужно услышать, а потом что нужно сделать когда мы услышали?

- Проанализировать. Понять. Подумать.

Сначала нужно услышать, а потом подумать. Вот и на санскрите это называется… Кто-нибудь может придумать как размышление называется на санскрите?

- Мананам.

Мананам. Правильно. Да. Это умом. Сначала нужно поразмыслить. Как на прошлой лекции когда я об этом говорил какой-то брахмачарий сказал думанам.

- Надо записать.

Третья ступень?

- Сомневаться надо. Утвердиться.

Сомнение относится ко второй ступени. Вы сначала слушаете, потом вы сомневаетесь, вы начинаете доказывать что это относиться к ступени размышления.

- Применить на практике.

Правильно. Применить на практике. Как это называется? Если вторая ступень она иногда называется еще гьяна. Известное нам слово, то это…

- Вигьяна.

Вигьяна. Правильно. Вигьяна или есть хитрое санскритское слово, раз уж мы сегодня так взялись за санскрит, то можно его еще ввести, нидигьясана. Нидигьясанам. Это буквально значит очень глубокое усвоение или медитация на это. То есть каким образом собственно суть познания, мы тоже немножко будем говорить об этом сегодня, в том чтобы разрушить дурные привычки у человека. Мы не понимаем до какой степени мы основываем свое поведение на каких-то неосознанных теоретических представлениях. Люди не знают, что у каждого человека есть своя философия. Они могут не уметь сформулировать свою философию, но тем не менее эта философия у них есть. Она имеет форму определенных концепций. Эти концепции находятся у них глубоко глубоко в уме. Эти концепции, в конце концов, транслируются в их поведение. Так вот процесс ведического обучения или образования заключается в том, чтобы в конце концов, человек получил правильное знание, чтобы он его осмыслил и чтобы тут на этой ступени он изменил свое поведение. Чтобы изменились его привычки. Это очень, очень важно понять. И это очень важно понять не только философам майавади, но и нам с вами. Мы тоже иногда слушаем, вот шраванам у нас есть. Так? А потом у нас сразу…

- Думанам.

… Очень часто, в принципе это наш метод. Очень часто просто мы услышим что-то и вот этот вот этап мы пропускаем, как правило и просто пытаемся повторять. Правильно? Или повторяем, но к сожалению мы видим что не всегда это работает. Чтобы все было хорошо, на самом деле киртанам, оно должно приходить, строго говоря, на четвертой ступени.

Далее: