Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Вайдьянатха Дас

[стр. 7]

Чтобы подчеркнуть и чтобы опровергнуть тех, кто говорит что он не постижим. Он знал что Шанкарачарья придет и скажет «непостижим». Он говорит «на ашабда», постижим. Не непостижим, он постижим. Он доказывается это икшате. Что значит икшате по вашему? Икш, икша, протикша, икша, протьякша? Никто не знает?

- Видеть.

Видеть. Правильно. Икш, сам глагольный корень санскритский икш значит видеть, а икшате потому что мы видим, то есть, в сущности, все очень просто. На самом деле, если мы посмотрим все сутры очень просты. Почему? Потому что мы видим что все ведические писания о нем говорят. Если бы он не был постижим с помощью ведических писаний что бы они о нем говорили? Икшате значит потому что мы это видим, потому что во всех ведических писаниях постоянно говорится брахман, брахман, брахман, это брахман, это брахман, брахман такой, брахман такой, брахмана можно постичь, его можно постичь с помощью священных писаний, потому что мы видели как он это делает. То есть очень простая сутра, не правда ли? Вы все превзошли Шанкарачарью, потому что Шанкарачарья… Давайте посмотрим подумаем как… Нет, вряд ли вы это придумаете, потому что для этого нужно быть Шанкарачарьей. Чтобы придумать каким образом по другому объяснить эту сутру вот тут уже… Объяснить ее обычным образом очень просто, для этого достаточно быть домохозяйкой где-нибудь в Москве и этого достаточно для того, чтобы понять ее смысл. Но для того, чтобы ввести тот смысл, который вводит в нее Шанкарачарья, для этого нужно быть Шанкарачарьей, для этого нужно в восемь лет принять саньясу и изучать все ведические писания и объяснить ее таким образом как он объясняет это. Тут мне хотелось еще помучить вас немного еще одним санскритским термином, который тоже нам может быть пригодиться когда-нибудь связанным собственно с принципом интерпретации или принципом толкования сутр. Он называется вишая вакья. Кто-то может догадаться что такое вишая вакья? Угадать? Попытаться? Вишая мы знаем что такое. Что такое вишая?

- Декларирую. Тезис? Утверждение?

Тезис. Да. Утверждение. Введение тезиса. Это то, что мы говорили. Вишая вакья это что такое? В прошлый раз мы говорили о маха вакье. Давайте повторим материал прошлого занятия. Что такое четыре маха вакьи о которых мы говорили?

- Четыре изречения по-моему.

Четыре изречения. Да. Кто-то помнит хотя бы одну маха вакью? Никто, никто не помнит.

- Ахам брахмасья.

Ахам брахмасья. Правильно.

- Татва масья.

 Татва масья. О, кей, хорошо. Все. Понятно. Ахам брахмасья, татва масье и так далее. Это те великие мантры, великие изречения, которые повторяют майавади. Вишая вакья это при комментарии на какую-то сутру Веданта сутры комментатор должен обязательно показать вишая вакью, то есть сослаться на Упанишады. Мы в прошлый раз говорили что Веданта сутра по сути дела представляет собой сжатое скомпрессованное знание, которое находится в Упанишадах и комментатор должен обязательно указать какова вишая вакья данной сутры, то есть на какую сутру автор намекает. Иначе говоря сутра является ссылкой, в свою очередь, на какое-то выражение, на какое-то знаменитое утверждение какой-то Упанишады и комментатор должен говорить что вот это вишая вакья данной сутры. И что делает Шанкарачарья? Шанкарачарья берет эту сутру иткаштер нашабдат и он переводит ее очень странным способом. Он говорит что вишая вакья этой сутры это сутра или утверждение из Тайттирии Упанишад тат акшьята. Я скоро перестану вас мучить. Кто-нибудь знает? Шрила Прабхупада довольно часто цитирует эту сутру, эту цитату из Тайттирии Упанишад приводит. Тад айкшьета.

- Я есть он? Нет?

Что? Кто?

- Я есть он.

Далее: