Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Главы 21 и 22. Качества Шри Кришны

Главы 21 и 22. Качества Шри Кришны

В конце 20-й главы говорилось об анйа-рупе, когда Кришна принимает совершенно другую форму, в которой наслаждается привязанностью Своих преданных. Анйа-рупа представляет собой один из многих способов, как Кришна становится объектом экстатической любви. Другой способ описан в начале 21-й главы.

Сва-рупа

В случае сва-рупы стимулом, возбуждающим любовь преданного, служит собственная форма Кришны. Сва-рупа подразделяется на две категории: (1) аврита-рупа (покрытая, переодетая) и (2) праката-рупа (полностью проявленная). К^к объясняет Шрила Прабхупада: «Личные характеристики можно разделить на две группы. К одной относятся скрытые качества, а к другой - проявленные» (НП с. 195). Аврита-рупа - переодетый Кришна

В Своей аврита-рупе Кришна маскируется. Шрила Прабхупада пишет: «Когда Кришну скрывают одежды. Его личные качества недоступны глазу» (НП с. 195).

Подобные описания можно найти в «Шримад-Бхагаватам»: «...Уддхава воскликнул:

«Поразительно, что я испытываю к этой женщине ту же экстатическую любовь, что и к Самому Господу Кришне. Сдается мне. что это Кришна, переодетый женщиной!» (НП с. 195).

Разница между анйа-рупой (другой формой) и аврита-сварупой (переодетой формой) заключается в том, что анйа-рупа - это уже другая экспансия Кришны, а аврита-сварупа -Его собственная форма, но замаскированная внешне под кого-то еще.

Приката-рупа - Кришна, как Он есть Когда любовь преданного стимулируется собственной формой Кришны (не переодетой), такой вид вибхавы называется праката-сварупа. Например: «Один преданный, увидев Господа в Его проявленном образе Кришны, стал воспевать красоту Его тела: «Как великолепен этот личностный образ Господа Кришны! Его шея в точности подобна раковине! Его глаза так прекрасны, что кажется, будто они состязаются в красоте с цветком лотоса» (НП с. 195).

Шестьдесят четыре качества Кришны

Иногда Шр11да_£ща Госвами описывает качества Кришны как вишая-аламбану, а иногда

- как уддипану. Качества Кришны - неотъемлемая составляющая Его сварупы, и потому неотделимы от Него. В значительной степени именно благодаря им Он становится объектом бхакти-расы. Если рассматривать качества Кришны с этой точки зрения, то, без сомнения, их надо отнести к вишая-аламбане; как, например, в главах 21-22 «Нектара Преданности». Но если они рассматриваются отдельно от Него Самого, то те же самые качества будут принадлежать категории уддипана.

Из 64-х качеств Кришны обычные живые существа могут обладать лишь первыми 50-ю. да и то «в незначительной степени», Шива и Брахма «частично проявляют» первые 55 качеств, а у Нараяны «проявлены» первые 60 качеств. И только у Кришны любое из этих качеств может быть беспредельным, «чудесно проявленным», «во всей полноте, по глубине сравнимой лишь с океаном». Более того, ни у кого, кроме Кришны, нет четырех особых качеств: (1) лила-мадхурйа, несравненно сладкие игры, (2) прелш-мадхурйа, непревзойденно сладкие преданные. (3) вену-мадхурйа, бесподобно сладкая флейта, привлекающая всех, и (4) рупа-мадхурйа, безмерно сладкая красота.

Лила-мадхурйа - несравненно сладкие игры

Сладким называют того, кто подчиняется любящим его. Ни в какой другой форме Бог не проявлял таких сладких игр, какие явил Кришна, так как ни в каких других играх Господь не был настолько покорным любви своих преданных. Таким образом, среди всех развлечений Господа Вриндавана-лила является самой сладкой, а среди Вриндаванских игр наисладчайшая - раса-лила, поскольку в ней Кришна полностью подчиняется любви своих преданных.

Один бхакта сказал: «Я наслышан о Нараяне, муже богини процветания, и многих других воплощениях Господа. Бесспорно, игры этих воплощений восхищают меня, но все же игры раса-лилы, в которых принимал участие Сам Господь Кришна, волшебным образом усиливают мое трансцендентное блаженство» (НП с.235).

Према-мадхурйа - непревзойденно сладкие преданные

Как бриллиант становится еще красивее, когда он вставлен в золотое кольцо, человек выглядит более очаровательным в окружении тех, кто его любит. Любовь враджаваси к Кришне ни с чем не сравнима. И когда Кришна находится в их обществе, Его сияние значительно усиливается, Он становится подобен солнцу в зените, излучающему обаятельную сладость.

Среди всех преданных Верховной Личности Бога враджаваси известны тем, что их любовь к Нему самая глубокая. А из жителей Враджа больше всех славятся своей необычайно сильной любовью гопи. Таким образом, самой привлекательной формой Бога является Шри Кришна с Шримати Радхарани по левую сторону от него.

Приводя здесь две ссылки из «Шримад-Бхагаватам», Шрила Рупа Госвами дает нам почувствовать. насколько глубоки чувства девушек-пастушек. Вот одна из этих цитат: «...гопи жалуются: «Дорогой Кришна, днем, когда Ты уходишь в лес Вриндавана со своими коровами, каждое мгновение тянется для нас, как двенадцать лет. Нам невыносимо трудно пережить это время. А когда в конце дня Ты возвращаешься, при взгляде на твое прекрасное лицо, нас охватывает такое влечение, что мы не в силах оторвать от Тебя глаз. И если в это время мы случайно моргаем, то обрушиваем свои проклятия на создавшего нас Господа Брахму, называя его тупицей за то, что он не умеет создавать совершенные глаза!» (НП с.235).

Вену-мадхурйа - бесподобно сладкая флейта

Ни одно живое существо в мире не может сравниться с Кришной в искусстве музыки. И этого не могут понять даже великие полубоги. Индра, повелитель рая, очень искушен во всех искусствах, какие есть во вселенной. Шива и Брахма - родоначальники всех музыкальных искусств. И все же никто из них не способен постичь обворожительные мелодии, которые Кришна радостно извлекает из своей флейты.

В «Шримад-Бхагаватам» гопи говорят маме Яшоде: «Когда твой сын играет на своей флейте, ее звуки приводят в замешательство Господа Шиву, Господа Брахму и Индру, хотя в этой вселенной нет никого мудрее и ученее, чем они. Стоит им услышать звуки флейты Кришны, как они, забыв о своем высоком положении, в смирении склоняются перед Ним и, внимая этим звукам, становятся серьезными» (НП с.236).

Музыкальное искусство Кришны, проявленное в мелодиях Его флейты, побуждает каждого к преданному служению Ему.

Рупа-мадхурйа - безмерно сладкая красота

Красивые люди в этом мире, стремясь хорошо выглядеть, пользуются драгоценностями, одеждой и другими украшениями, которые будут усиливать их красоту. В отличие от них. Кришна - это бхушана-бхушанангам, т.е. Его украшения становятся красивее, соприкасаясь с Ним, а не наоборот.9

Таким образом, Кришна намного прекрасней кого бы то ни было. Он превосходит красотой даже любую свою аватару и экспансию.

Его сладостная красота привлекает каждого, даже Его Самого, и побуждает всех изведать блаженство преданного служения Ему. «Однажды Кришна случайно увидел отражение своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу. Увидев это отражение, он так выразил свои чувства: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее! Хотя это Я Сам, все же, вслед за Радхарани, Я пытаюсь обнять Свое отражение, чтобы насладиться небесным блаженством!» (НП с.237).

Заключение

Итак, благодаря своим чудесным играм, своим преданным, игре на флейте и красоте, Кришна является наивысшим из всех привлекательных личностей. И даже среди экспансий Господа именно Кришна выделяется как высший стимул (вибхава-вишая) экстатической любви.