Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Мудрость, отречение и чистое преданное лужение

Мудрость, отречение и чистое преданное лужение

Единственно, что необходимо для того, чтобы начать преданное служение - это желание его выполнять. Но, чтобы практиковать чистое преданное служение, человек должен стать отрешенным, то есть свободным от всех желаний, кроме желания удовлетворять Кришну. Шрила Прабхупада комментирует: «Таким образом, чистым преданным служением может начать заниматься тот, кто избавился от телесных представлений о жизни» (НП. стр. 59).

Таким образом, из четырех типов людей, упомянутых в «Бхагавад-гите», мудрый человек является самым лучшим, потому что он обращается к Господу не ради материальной выгоды. «Мудрый человек, привязавшись к Кришне, не ждет от Него ничего в ответ: ни облегчения своих страданий, ни денег. Это значит, что с самого начала его привязанность к Кришне, в той или иной мере, основывается на любви» (НП. стр. 58).

Вновь обращаясь к «Бхагавад-гите». Шрила Прабхупада утверждает, что освобождение от телесных представлений о жизни очень существенно для прогресса в чистом преданном служении: «Бхагавад-гита» (18.54) тоже подтверждает, что доступ к преданному служению открывается человеку только тогда, когда он, осознав Брахман, избавляется от всех материальных тревог и обретает способность видеть единую природу всех живых существ» (НП, стр. 59).

Освобождение приходит автоматически

Освобождение от материальной концепции значительно углубляет осознание цели человеческой жизни: удовлетворять Кришну, а не свои телесные потребности. Поэтому оно увеличивает адхикари преданного - его способность к духовному росту. Таким образом, освобождение может показаться желательным. Однако, к преданному освобождение приходит автоматически, как одно из следствий преданного служения. Для этого вовсе не нужно прилагать какие-то дополнительные усилия.

В действительности, Шрила Рупа Госами ясно говорит, что у чистого преданного не должно быть ни желания достичь освобождения (мукти), ни желания чувственного удовлетворения (бхукти). Он сравнивает эти желания с ведьмами и привидениями: «Материальное желание наслаждаться материальным миром и желание стать освобожденным от материальной обусловленности считаются двумя ведьмами, и они, подобно духам, охотятся за человеком. Если эти ведьмы продолжают оставаться в сердце, как он может почувствовать трансцендентное блаженство? До тех пор. пока эти две ведьмы остаются в сердце, у человека нет возможности наслаждаться трансцендентным блаженством преданного служения»/'8

Одержимый человек не свободен в своих действиях. Овладевшие им духи и ведьмы заставляют его выполнять их желания. Подобным образом, тот, кто одержим стремлением к бхукти или мукти, не может действовать на уровне бхакти. Вместо этого приведение бхукти и ведьма мукти принуждают его направлять всю свою энергию на погоню за чувственными удовольствиями и освобождением.

Желание мукти (освобождения) поистине является большей помехой на пути чистого преданного служения, чем желание бхукти (чувственного удовлетворения). Отрекаясь от имен, форм, качеств и деятельности материального мира, человек может по неосторожности развить отвращение ко всякому разнообразию вообще, включая трансцендентное имя, форму, качества и деяния Кришны. Поэтому чистому преданному служению больше всего противоречит желание мукти.

ЧЧ, Мадхья 19.176. См. также «Нектар Преданности», стр. 60

И вновь Шрила Рупа Госвами цитирует здесь; «Бхагавад^гйту», подтверждая, что люди, обратившиеся к Господу с какими-либо скрытыми" мотивами, не отвечают минимальному уровню требований (каништха), необходимому для ваидхи-садхана-бхакти. Приведенный выше стих из «Чайтанья-чаритамриты» также говорит об этом, показывая, что любой скрытый мотив, будь то бхукти или мукти,' лишает человека возможности заниматься чистым преданным служением.