Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Шанта-упараса, Дасйа-упараса, Сакхйа-упараса ...

Шанта-упараса

Шанта-упараса возникает в трех случаях: (1) когда, видя Господа, человек уделяет внимание лишь Его аспекту единства - нирвишеша-брахману; (2) когда, смотря на мир, человек погружен в памятование о единстве мира и Господа; и (3) если у человека чрезмерное отвращение к материальному телу, и он слишком сосредоточен на том, чтобы различать материю и дух.

Приравнивание Парабрахмана нирвишеша-брахману

«Тот, кто полностью очистился от всей скверны материального существования, погружается в транс, испытывая при этом трансцендентное блаженство. Но стоило мне увидеть Тебя, Изначальную Личность Бога, как я тотчас ощутил то же самое блаженство» (НП, с. 450).

Автор данного стиха приравнивает блаженство личного даршана Господа наслаждению от осознания единства Абсолюта. Ставить здесь знак равенства - большая ошибка. Это пример неправильного выражения расы, в котором шанта-раса деградирует до шанта-упарасьг.

Единство всего с Господом

«Куда бы я ни посмотрел, я всюду вижу Тебя - Верховную Личность. Таким образом, я знаю, что Ты - чистейшее сияние Брахмана...» (НП, с. 450). Парабрахман -причина всех причин, и материальный мир - Его творение, порожден Им. Поэтому не может быть, чтобы Господь во всех отношениях был един со Своим творением. Такие ложные представления приводят к упарасе.

Дасйа-упараса

Четыре причины, приводящие к дасйа-упарасе: (1) проявление дерзости по отношению к Кришне; (2) неуважение к преданным Кришны; (3) когда человек думает, что некий девата (Божество) более велик, нежели почитаемый им Господь, которому кто-то поклоняется; и (4) выход за рамки принятых в обществе норм.

Проявление дерзости по отношению к Кришне

«Когда Мадхумангала, близкий друг Кришны, исполнял перед Кришной шуточный танец...» (НП, с. 450).

Из изначального текста (БРС 4.9.8) можно понять, что мальчик-брахман исполнял дикий танец перед Божеством Кришны, несмотря на предостережение старших. Не послушав старших, мальчик проявил дерзость. Из-за этого его настроение служения (которое зиждется на мягкости и смирении) исказилось, и потому не превратилось в настоящую дасйа-расу.

Сакхйа-упараса

Сакхйа-упараса возникает, когда на дружбу не отвечают взаимностью. Как-то Кришна обратился к одному царю: «О, Мой друг». В ответ царь затрясся от страха. Господь тогда пошутил с ним, но тот упал на землю, предлагая поклон-дандават. Таким образом, сакхйа-раса здесь не получила должного развития.81

 

Сакхйя-упараса имеет место и в случаях, когда кто-то пренебрегает друзьями Кришны или слишком много дерется с ними.

Ватсалйа-упараса

Если у старших по отношению к Кришне слишком сильная уверенность в Его могуществе, и поэтому они не прикладывают особых усилий, чтобы ухаживать за Ним и

защищать Его, ватсалйа-раса деградирует до упарасы.

«Дорогая сестра, увидев твоего любимого Сына Кришну, я понял, что Он так силен, что Ему ничего не стоит убить борцов, могучих, как горы. Поэтому я больше не буду за него беспокоиться, в какую бы страшную схватку Он ни вступил» (НП. с. 451).

Так обратилась к Деваки другая жена Васудевы. У нее есть материнское чувство к Кришне, но ее ощущение могущества Кришны столь сильно, что препятствует ее

естественному желанию оберегать Кришну, присущему материнской любви. Таким образом, ватсалиа-раса не может проявиться полностью. Мадхурйа-упараса83

Мадхурйа-упараса вызывается тремя причинами: (1) когда имеется какое-либо нарушение в стхайи-бхаве {стхайи-бхава-вирупата)] (2) когда имеется какое-либо нарушение в вибхаве (iвибхава-вирупата); и (3) когда имеется какое-либо нарушение в анубхаве (анубхава-вирупата).

Стхайи-бхава-вирупата

Существуют две причины, приводящие к изъянам в стхайи-бхаве: (1) когда супружеская привязанность не взаимна, и (2) когда любовь героини направлена более чем на одного возлюбленного.

Мадхурйа-упараса

 

«Жены йагйика-брахманов были все, как одна, молоды и испытывали к Кришне те же чувства, что и гопи Вриндавана. Движимые своей привязанностью, они накормили Кришну» (НП, с. 451). Двиджа-патни испытывали супружеское влечение к Кришне, но Кришна проявлял по отношению к ним только уважение, потому что они были женами брахманов.

Первое предложение последнего абзаца на стр. 450 «Нектара Преданности» нужно читать: «Однажды другая жена Васудевы обратилась к Деваки:...». Слово «сестра» (на санскрите йами) - это любовное обращение; как, например, любой может обратиться к своего хорошему другу, назвав его братом.

Хотя двиджа-патни испытывали супружеское влечение к Кришне, они обладали телами, не подходящими для близкого общения с Ним. У Кришны никогда не было таких отношений с девушками из брахманских семей. Таким образом, здесь имеется вирупата (искажение) ашрайи. В изначальном тексте сказано, что, увидев

Любовь не только к одному

Шрила Прабхупада упоминает одну историю, где Шримати Радхарани как будто испытывает рати более, чем к одному возлюбленному одновременно (НП, с. 451). В изначальном тексте описывается, что ее любовь была разделена Камадевой надвое - при виде Камапхалы (имя Баладевы), играющего перед Ней. и слушая вену Мукунды.

Другие причины стхайи-бхава-вирупаты

«По мнению некоторых ученых, в совершенстве знающих этот предмет, чувства, возникающие между возлюбленными, могут создавать самые разные искаженные отражения рас» (НП, с. 451). Некоторые говорят, что стхайи-бхава-вирупата может возникнуть также в том случае, когда герой (Кришна) равно выражает свою любовь по отношению ко всем своим возлюбленным (гопи), вне зависимости от степени их преданности Ему.

Вибхава-вирупата

Нарушение в вибхаве имеет место, когда влюбленному не хватает видагдхаты (искусности) и /или удджвалаты (сияющей красоты). Это происходит, когда супружеские чувства испытывают животные, лианы, пулинди или пожилые женщины.

Всем им недостает искусности и /или красоты.

Пример лиан

«Взгляд Кришны очистил гопи ...» (НП, с. 451). В «Нектаре Преданности» появляется только часть этого стиха. Полный текст (БРС 4.9.19) описывает гопи, разговаривающих между собой о том. как бутоны лиан распускались в экстазе, когда Кришна бросал на них беглый взгляд, или заслышав звук Его флейты. Это значит, что лианы испытывали супружескую любовь к Нему, потому что беглый взгляд Кришны и флейта - уддипаны маОхурйа-расы. Лианам, однако, не хватает видагдхаты (искусности). Когда они занимают положение возлюбленных, это приводит к изъянам в правильном выражении расы.

Гопи смотрят на все глазами мадхурйи и поэтому думают, что деревья, лианы, животные и т.п. испытывают мадхурйа-расу. Это никак не уменьшает наслаждения, приносимого расой. Сами же деревья и лианы, не могут испытывать мадхурйа-расу во всей полноте. У них может быть мадхурйа-рати, но поскольку они не годятся в качестве ашрайи, эта рати не может развиться в полноценную расу.

охваченных страстью двиджа-патни, Кришна спрятал свою мягкую улыбку и усмирил обычную неугомонность своих очей. Другими словами, хотя мадхурйа-рати присутствовала в женах брахманов, Кришна не собирался отвечать взаимностью на их чувства, т.к. они не были подходящей ашрайей мадхурйа-расы.

Шрила Рупа Госвами приводит пример, как некто рассказывает, что Шримати Радхарани испытывает супружеское влечение как к Кришне, так и к Балараме. Это вибхава-вирупата, в которой героиня влюблена более чем в одного. Можно предположить, что это примеррасабхасы, возникающей из-за неправильного описания липы, т.к. Шримати Радхарани имеет подобное влечение только к Кришне.

В «Нектаре Преданности» Шрила Прабхупада перевел только одну ссылку, касающуюся вибхава-вирупаты. Можно кратко упомянуть другие случаи:

Вибхава-вирупата у животных. Гопи рассказывают, что, поймав Его мимолетный взгляд, олениха не мигая смотрела на Кришну глазами, полными вожделения (БРС 4.9.20).

Вибхава-вирупата у недостойных женщин. В БРС 4.9.21 говорится о том, как пулинди (девушки-дикарки) исполнились желания близости с Кришной, увидев Его неугомонные глаза.

Вибхава-вирупата у пожилых гопи. В БРС 4.9.22 говорится об одной старенькой гопи, пытавшейся прихорошиться, чтобы выглядеть моложе и искоса поглядывавшей на Кришну. В 23-м стихе отмечается, что на самом деле эта старушка обладала настоящей мадхурйа-рати, но из-за вибхава-вирупаты, эта рати не могла развиться в расу, но только в упарасу.

Анубхаеа-вирупата

Анубхава-вирупата может иметь место в трех случаях: (1) несоответствующее поведение; (2) вульгарность и (3) дерзость.88

Несоответствующее поведение

Каждой ситуации соответствует свое особое поведение, которое должны проявлять возлюбленные. Если какая-либо девушка, будучи неискушенной, ведет себя неправильно, это приводит к изъяну в анубхаве.89 Например, когда Кришна обманывает свою возлюбленную, встречаясь с другой девушкой, обманутая должна в гневе упрекать и ругать Его. Это естественное поведение в данных обстоятельствах. Если она не сделает этого, то ее несоответствующее поведение приводит к изъяну в расе.

Шрила Рупа Госвами приводит пример: «Даже если на твоей груди есть отметины ногтей другой возлюбленной, пожалуйста, не смущайся и не испытывай робости. Просто прими меня своей служанкой и пошли мне милость Твоего искоса брошенного взгляда».

Эта подружка должна была упрекать и ругать Кришну. Тогда Он мягко улыбнулся бы. и мадхурйа-раса усилилась. Однако, вместо этого она стала предлагать Ему смиренные молитвы. Это неправильная реакция является анубхава-вирупатой, которая опускает маохурйа-расу до уровня мадхурйа-упарасы.

Вульгарность

Есть несколько видов вульгарности, приводящих к анубхава-вирупате в мадхурйа-расе. Шрила Рупа Госвами упоминает три из них: (1) использование слова бала (малыш) по отношению к Кришне; (2) дерзость и (3) некультурные слова или поведение.

(1)       Называть Кришну «бала»

После того, как Кришна наказал Калийу-нага в реке Йамуне, жены Калийи, обращаясь к Кришне, назвали Его гопа-бала, «милый мальчик». Супружеские чувства ненормально испытывать к ребенку. Поэтому обращение к Кришне, как к маленькому мальчику -вульгарность, и она становится причиной упарасы (см. НП. с. 451).

(2)       Дерзость

Дерзость проявляется, когда женщина слишком ясно намекает на свое желание служить в сстбхоге (интимные отношения).91 Например: «Одна преданная сказала Кришне: «Дорогой Говинда, взгляни на эти прекрасные цветущие заросли здесь на Кайласе. Я - юная девушка, а Ты - поэтичный юноша. Нужно ли добавлять к этому что-то еще? Теперь подумай Сам» (НП с.451-452).

(3)       Некультурные слова или поведение

Некультурное поведение (грстйатва или деревенское поведение) включает непривлекательные действия - такие, как почесывание бедер и т.п.