Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Шубхада - благоприятно во всех отношениях

Шубхада - благоприятно во всех отношениях

Первое качество (освобождает от всех видов страданий) и второе качество (благоприятно во всех отношениях) связаны между собой: по мере того, как страдания уменьшаются, возрастает благо, которое приносит преданное служение.

Эти два качества полностью проявляются на стадии ништхи, «устойчивости». Нам нужно понять, что если мы не избавились от страданий и не проявляем хорошие качества, значит, мы еще не достигли устойчивости в садхана-бхакти.

Благоприятное во всех отношениях должно соответствовать четырем критериям: оно должно (1) приносить благо всем, (2) привлекать каждого, (3) способствовать развитию хороших качеств и (4) одаривать высшим счастьем. Только преданное служение соответствует всем четырем названным критериям, и никакая другая практика не может претендовать на это.

Благотворно для всех и привлекает каждого

Шрила Прабхупада подчеркивает благотворность преданного служения, противопоставляя его неспособности ООН ни (1) принести благо каждому, ни (2) привлечь каждого. С другой стороны, сознание Кришны является высшим благом для всех, потому что «в этом движении может участвовать каждый, и каждый может почувствовать на себе его благотворное влияние» (НП, стр. 33). Поэтому Шрила Рупа Госвами и все великие ачарйи рекомендуют распространение сознания Кришны как высшую благотворительную деятельность.

Всепривлекательность и благотворность преданного служения подтверждает «Падма Пурана»: «Нужно понять, что человек, занятый преданным служением в полном сознании Кришны, оказывает самую большую услугу всему миру и приносит благо каждому. Он несет благо не только людям, но даже деревьям и животным, так как их тоже привлекает это движение» (НП, стр. 33-34).

Шрила Прабхупада развивает эту тему, описывая то. как Господь Чайтанья побудил всех животных в лесу Джхарикханда танцевать и петь Харе Кришна, одаривая их высшим блаженством.

Развитие возвышенных качеств

Преданный, утверждаясь в служении, развивает все качества святых. В подтверждение этого Шрила Рупа Госвами цитирует знаменитый стих из «Шримад-Бхагаватам»: йасйасти бхактир бхагавати акинчана... <»....занимаясь преданным служением, человек, находящийся в сознании Кришны, может развить в себе все хорошие качества, присущие полубогам » (ШБ 5.18.12, см. НП. стр.34).

Многие полагают, что благоприятным является современное образование, и что оно наделяет человека хорошими качествами. Шрила Прабхупада разоблачает это неверное представление: «Например, сознающий Кришну юноша, даже если по университетским стандартам он не имеет хорошего образования, способен немедленно отказаться от недозволенных сексуальных отношений, азартных игр, мяса и одурманивающих средств. Те же, кто не находится в сознании Кришны, несмотря на свое высшее образование, часто оказываются пьяницами, мясоедами, сексуальными маньяками и картежниками» (НП, стр. 34).

Многие также считают благоприятными занятия йогой. Шрила Прабхупада рассеивает и это ложное понимание: «Они могут заставить себя просидеть какое-то время в так называемой медитации, но стоит им закончить свои йогические упражнения, как они снова начинают заниматься недозволенным сексом, азартными играми, есть мясо и делать множество других глупостей. Однако сознающий Кришну человек ... отказывается от всех этих глупостей и развивает в себе возвышенные качества» (НП, стр. 35).

Ни современное образование, ни йога не являются благоприятными во всех отношениях, так как они не соответствуют третьему критерию - сад-гуна, развитию качеств благочестия.

Высшее счастье

Существует три вида счастья: (1) счастье, приносимое чувственными наслаждениями, (2) счастье от достижения освобождения и осознания безличного Брахмана и (3) счастье преданного служения (НП. стр. 35).

Из этих трех видов счастье сознания Кришны - преданное служение - наивысшее, так как: (1) только оно является вечным и (2) оно включает в себя другие виды наслаждений и превосходит их.

Только счастье в преданном служении - вечное

Ни освобождение, ни мистическое совершенство, ни чувственное удовлетворение не могут принести вечного блаженства.

Освобождение

Шрила Прабхупада утверждает, что даже наслаждение, которое испытывает человек, достигнув уровня Брахмана, не вечно, подтверждая это примером с майявади, которые падают и снова начинают заниматься материальной деятельностью (см. НП. стр. 36).

Мистическое совершенство

Счастье обретения йогических совершенств также не вечно. Шрила Прабхупада показывает, что йога-сиддхи, по существу, мало, чем отличаются от достижений современной материальной науки, только обладают более тонкой природой, и, таким образом, удовольствие, которое они приносят, также материально и временно (см. НП, стр. 36-38).

Чувственное удовлетворение

Шрила Прабхупада говорит: «Те, кто ослеплен блеском современного материального прогресса, по недомыслию считают, что сознание Кришны предназначено только для людей недалеких. «Я забочусь о своем материальном благополучии и потому нахожусь в гораздо лучшем положении, чем они: у меня хорошая квартира, семья и все возможности для занятий сексом». Такие люди не ведают, что в любой момент могут лишиться материального благополучия. В своем невежестве они не понимают, что реальная жизнь вечна. Временные удобства для тела не могут быть целью жизни...» (НП, стр. 38).

Счастье, приносимое сознанием Кришны, включает в себя другие виды счастья

Преданное служение приводит человека на ступень высшего блаженства, потому что оно включает в себя и даже превосходит другие виды счастья.

Господь Шива говорит: «Дорогая супруга, тот, кто предался лотосным стопам Говинды и таким образом развил в себе чистое сознание Кришны, может с легкостью обрести все, к чему так стремятся имперсоналисты, и, более того, он может наслаждаться счастьем, доступным чистым преданным» (НП, стр. 35). Это указывает на то, что преданное служение включает в себя счастье освобождения.

Прахлада Махараджа сказал: «О мой Господь, я вновь и вновь молю Тебя у Твоих лотосных стоп укрепить меня в преданном служении. Я молю только о том, чтобы мое сознание Кришны стало глубже и устойчивее, так как счастье сознания Кришны и преданного служения само по себе может принести человеку все преимущества религиозности, экономического благополучия, удовлетворения чувств и даже освобождения от материального существования» (НП, стр. 38).

Шрила Прабхупада, развивает эту тему дальше, приводя здесь историю о Кхолавече Шридхаре. Ощущая блаженство сознания Кришны, он перестал интересоваться другими видами удовольствий.       _          .

Две последние цитаты

Последние две ссылки, приведенные в этом разделе «Нектара Преданности», также показывают. что счастье сознания Кришны не только включает в себя, но и превосходит все другие виды наслаждений: (1) «...тот, кто хоть немного продвинулся в преданном служении, утрачивает всякий интерес к счастью, которое приносят религиозность, чувственные наслаждения. экономическое благополучие и пять видов освобождения». (2) «Говорится, что радости, которые могут доставить человеку религиозность, экономическое благополучие, чувственные наслаждения и освобождение, следуют за преданным служением Господу, подобно тому, как пажи и фрейлины в глубоком почтении следуют за королевой» (НП, стр. 39).

Заключение

Только преданное служение является (1) всепривлекающим и (2) благоприятным для всех. (3) развивает возвышенные качества в человеке и (4) приносит высшее счастье. Таким образом, только преданное служение можно с полным основанием назвать «благоприятным во всех отношениях».