Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Стих 3-й

Стих 3-й 

шраваиот-киртанадини

ваидха-бхактй удитани ту йанйангани ча танйатра вигйейани манишибхих

«Ачарйи, те, кто хорошо разбирается в духовной науке, знают, что 64 аспекта ваидхи-бхакти - начиная со слушания и повторения - полезны и в рагануга-бхакти».         ,

Рагануга-садхана не подразумевает отказ от ваидхи, но больше сосредотачивает внимание на отдельных аспектах, которые способствуют развитию в преданном его собственного настроения служения. Например, рагануга-бхакта не прекращает регулярно слушать и прославлять Господа, но теперь его внимание сосредоточено на тех темах, которые в особенности подпитывают его настроение служения.

Другой пример - поклонение Божествам. Рагануга-бхакта не отказывается от этого вида ваидхи-садханы. Он может продолжать поклоняться Божеству, но так, чтобы это способствовало его настроению преданности. Позже, в этой же главе Шрила Рупа Госвами проиллюстрирует это рассказом о старике, который развил в себе стремление любить Кришну в родительских отношениях. Нарада Муни посоветовал ему поклоняться Божеству как своему возлюбленному сыну, следуя по стопам Нанды Махараджа.

Шрила Прабхупада так выразил суть этого 3-го наставления из «Бхакти-расамрита-синдху», описывающего практику рагануга-бхакти: «... авторитетные ачарйи рекомендовали не отступать от регулирующих принципов даже после того, как мы разовьем в себе спонтанную любовь к Кришне.. .рекомендуется практиковать тот вид преданного служения, к которому у нас есть естественная склонность... Таким образом, всем рекомендуется действовать в соответствии со своими наклонностями» (НП, стр. 164-165).

Сиддха-пранали ведет начало от Рупы Кавираджа, отклонившегося ученика Хемалини Тхакурани, дочери Шринивасы Ачарьи.

Два вида рагануга-бхакти

Существуют две категории рагануга-бхакти: (1) камануга и (2) самбандхануга.

Камануга - это практика преданного служения, целью которой является достижение настроения камарупа рагатмиков (гопи Вриндавана или царицы Двараки). Самбандхануга практика преданного служения, предназначенная для

обретения настроения самбандхарупа рагатмиков (вечные спутники Кришны во Вриндаване в настроении родительской, дружеской любви, а также Его слуги).

Рагануга-бхакти                   Рагатмика-бхакти

                       

Сам бандхануга                    Сам бандхарупа

                       

Камануга                   Камарупа

Камануга (супружеская любовь)

В «Нектаре преданности» описание камануга-садхана-бхакти начинается на стр. 165, в разделе «Супружеская любовь».

Камануга делится на два вида: (1) самбхога иччхамайи - стремление служить Кришне так, как это делают те, кто непосредственно удовлетворяют Его в супружеской любви и (2) тат-тад-бхава-иччхатмика - стремление помогать Высшей Возлюбленной Шримати Радхарани без прямого общения с Кришной, и, таким образом, непосредственно испытывать Ее любовное настроение, служа Ей и восхищаясь Ею.

Рагануга-Бхакти

Камануга Самбандхануга супружеская любовь дружба, родительская любовь, I-1 отношение любящего слуги

Самбхога-иччхамайи Тат-тад-бхава-иччхатмика настроение возлюбленной настроение служанки возлюбленной

Кто может стать каманугой

Развивая свое естественное стремление служить Кришне в супружеской любви, человек постепенно обретает качества, необходимые для выполнения камануга-садхана-бхакти. Это достигается, главным образом, в процессе поклонения Божествам Радхи-Кришны и слушания об играх Кришны с гопи.

Как объясняет Шрила Прабхупада: «Этой ступени супружеской любви могут достичь только те, кто следует регулирующим принципам преданного служения, в частности, поклоняется Радхе и Кришне в храме. В таких преданных постепенно развивается

спонтанная любовь к Божеству в храме, и, слушая о любовных отношениях Господа с гопи, они постепенно начинают ощущать привязанность к этим играм» (НП, стр. 165). Могут ли мужчины развить в себе такую любовь?

В супружеской любви к Кришне преданный всегда играет женскую роль. И кто-то может думать, что только женщинам к лицу стремиться к этому. Чтобы развеять такие неправильные представления и показать, что наши трансцендентные отношения с Кришной не имеют ничего общего с материальным телом, Шрила Рупа Госвами рассказывает о мудрецах Дандакараньи. Хотя все они были мужчинами, когда они увидели Господа Рамачандру, то в них проснулась супружеская любовь к Кришне. И в следующей жизни они родились дочерьми гопи и получили возможность непосредственно общаться с Кришной (См. НП. стр. 165-166).

Два вида супружеской любви (еще одна классификация)

В супружеской любви выделяют два настроения: 1) паракийа - внебрачные отношения и 2) свакийа - отношения в браке.

Ларакийу развивают те, кто следуют по стопам гопи Вриндавана. Преданные, достигшие совершенства в развитии этого чувства, поднимутся на Голока Вриндавану, «чтобы общаться там с гопи и наслаждаться любовными отношениями с Кришной» (НП, стр. 167).

Свакийу развивают преданные, желающие следовать по стопам жен Кришны в Двараке. Тот, кто полностью разовьет такие отношения с Кришной, отправится в Двараку, «где становится одной из жен Господа» (НП, стр. 167). В качестве примера этого приводится цитата из «Маха-Курма Пураны»