Татастха-Лакшана - Второстепенные признаки
Двумя вторичными признаками чистого преданного служения являются следующие: (1) анйбхшашита-шунйам - оно свободно от скрытых корыстных мотивов и (2) гйана-кармадй анавритам - оно не покрыто философскими поисками и деятельностью ради ее плодов.
Шрила Прабхупада говорит: «Чистое преданное служение должно быть полностью свободно от желаний материальной выгоды или чувственного удовлетворения, так как эти желания взращиваются в процессе кармической деятельности и эмпирического философствования. Для того, чтобы сохранить чистоту деятельности в сознании Кришны, человек должен освободиться от всех материальных желаний и эмпирического философствования» (НП, стр. 19).
Вторичные признаки помогают отличить чистое преданное служение от обычного. Обычное преданное служение - это деятельность, направленная на удовлетворение Кришны. А чистое бхакти, кроме того, (1) свободно от скрытых корыстных мотивов и (2) не покрыто стремлением к философским поискам или деятельности ради ее плодов.
Анйабхилашита-шунйам - свободное от скрытых корыстных мотивов
Анйабхилаилита-шунйам — свободное от скрытых корыстных мотивов
Анйа - других; абхилашита -- скрытых желаний, «мотивов»; шунйам - лишенный.
Анйабхилашита-шунйам означает «лишенный других желаний». Шрила Прабхупада пишет: «Любое желание, кроме желания служить Господу, считается материальным» (НП, стр. 23).
Если кто-то говорит, что чистое преданное служение полностью лишено всех материальных желаний, то это может быть для многих недоступно. Поэтому Шрила Рупа Госвами преобразует слово аийабхшаша («материальное желание»), добавляя к нему суффикс «-та».
Абхилаша означает «желание». Суффикс -та соответствует суффиксу существительного - «-ость» . Таким образом, слово абхилашита можно перевести как «склонность желать». Между понятиями «желание» и «склонность желать» существуют различия. Первое может включать в себя также неизбежные желания, играющие важную роль в поддержании
16 Словарь найакоша определяет татастха-лакшанам как: йавал-лакшйакалам анавастха- йитве сати йад вйавартакам тат - то, что дополнительно характеризует объект (или личность) описывая его второстепенные качества.
материального существования, а последнее относится исключительно к желаниям чувственных наслаждений.
К неизбежным, жизненно важным желаниям относятся основные инстинкты самосохранения, такие, как стремление остаться в живых, потребность есть или опорожняться. Человек может иметь такие желания и, в то же время, продолжать совершать чистое преданное служение до тех пор, пока они не становятся основной побудительной силой в его жизни.
Например, допустим, преданный, направивший всю свою энергию на достижение прогресса в преданном служении, вдруг оказывается в ситуации, угрожающей его жизни. Он может воскликнуть: «Кришна, спаси меня!» Здесь нет желания удовлетворить Кришну. Это личное желание, суть которого - самосохранение. Но это неотъемлемая составляющая нашего существования, поэтому такие неизбежные желания не выводят человека за пределы сферы чистого преданного служения.
Подведем итог: даже, если у преданного есть посторонние желания, необходимо, чтобы побудительные мотивы его деятельности оставались абсолютно чистыми. Человек должен желать только одного - доставить удовольствие Господу и так выполнять чистое преданное служение.