Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Три уровня преданных

Три уровня преданных

Как уже было сказано, стимулом для следования процессу ваидхи-бхакти служат предписания шастр. Таким образом, знание священных писаний и вера в них являются главными условиями, определяющими способность человека прогрессировать в преданном служении. В зависимости от глубины веры и знания можно разделить преданных на три класса: уттама, мадхйама или каништха.

Уттама-адхикари

Самый лучший кандидат для выполнения чистого преданного служения, отличается твердой верой и очень хорошим знанием священных писаний. Шрила Прабхупада так описывает уровень его знания: «Он в совершенстве знает все основные писания и может умело приводить доводы, основанные на них» (НП, стр. 55). Шрила Прабхупада также характеризует его веру: «Он глубоко убежден, что конечной целью жизни является достижение трансцендентного любовного служения Кришне, и знает, что Кришна -единственный объект поклонения и любви... Он непоколебимо верит в писания, глубоко постигнув их смысл с помощью логики и доказательств» (НП, стр. 56).

Мадхйама-адхикари

Кандидат, обладающий средней квалификацией для выполнения чистого преданного служения, обладает очень твердой верой, но его знание священных писаний не полно. Шрила Прабхупада говорит об этом так: «Он не всегда может убедительно отстоять свою позицию, подтвердив ее свидетельствами из богооткровенных писаний, но непоколебимо верит в свою цель» (НП. стр. 56).

Каништха-адхикари

Кандидат третьего класса, с наименьшей квалификацией для практики преданного служения, обладает слабой верой и слабым знанием писаний и. таким образом, его легко переубедить более сильными аргументами.            ;

Шрила Прабхупада пишет: «В отличие от преданного второго класса, который также не способен приводить доводы и доказательства из богооткровенных писаний, но, тем не менее, твердо верит в свою цель, неофит лишен такой веры. Поэтому его называют преданным-неофитом» (НП. стр. 56-57).

Обладать «верой в свою цель» означает быть убежденным в том, что цель жизни — удовлетворять Кришну, отбросив все другие желания. Если человек принимает это, даже не имея твердой убежденности и знаний, он является кандидатом на уттама-бхакти ( чистое преданное служение). Утверждение, что каништха-адхикари «лишен такой веры» в свою цель, указывает на то, что у него есть некоторая вера, но она слаба. И поскольку у него все-таки есть небольшая вера в то, что он должен удовлетворять Кришну, отбросив другие желания, он тоже может практиковать уттама-бхакти.

«Вера» означает убежденность в том, что цель жизни человека - удовлетворять Кришну, отбросив все ругие желания.

Вера    - Знание. 

Уттама           Твердая, убежден сам и может убеждать других.           Очень хорошее, может опровергать мнение оппонентов.

Мадхйама      Твердая, убежден.    Хорошее, но не всегда может победить в споре.

Каништха      Слабая, его легко переубедить.      Слабое, не может представить аргументы, чтобы противостоять мнению оппонента.

Те, у кого нет веры в высшую цель

В «Бхагавад-гите» дается описание четырех типов людей, которые обращаются к Кришне (примерами их являются Дхрува Махарадж, четверо Кумаров, слон Гаджендра и мудрецы Наимишараньи). Несомненно, это - возвышенные души, но, все же, они не отвечают минимальным требованиям (каништха-адхикари), необходимым для выполнения чистого преданного служения, так как они не понимают и не принимают того, что истинная цель жизни заключается только в удовлетворении Кришны. Они обратились к Богу ради собственного удовлетворения, и это лишило их возможности практиковать свободную от всех эгоистических мотивов уттама-бхакти.

Благочестие предшествует вере в бхакти .

Шрила Прабхупада дает пространный комментарий на упомянутый выше стих из «Бхагавад-гиты», начиная с 1-го абзаца на странице 5? и заканчивая в начале 59-й страницы «Нектара Преданности». Он отмечает следующие моменты.

Хотя эти четыре типа благочестивых людей не способны практиковать уттама-бхакти, они достойны похвалы за то, что обратились к Кришне. Шрила Прабхупада говорит: «Эти четыре типа преданных описаны в седьмой главе «Бхагавад-гиты», и всех их считают людьми праведными. Пока человек не станет праведником, он не сможет прийти к преданному служению» (НП. стр. 57).

Далее Шрила Прабхупада снова подтверждает, что благочестие очень важно: «Человек, не совершавший благочестивых поступков, попав в тяжелое положение, становится либо агностиком, либо коммунистом, либо еще кем-нибудь в этом роде. Не обладая твердой верой в Бога, такой человек полагает, что сможет поправить свое положение, если полностью отвергнет Его существование» (НП, стр.58).

Бхакти беспричинно, оно независимо. Его невозможно обрести, соблюдая религиозные обряды и ведя благочестивую жизнь. Поэтому под «праведностью», упомянутой выше, имеется в виду предыдущая деятельность в преданном служении (сукрити), которая, совершалась ли она сознательно или случайно, пробуждает в человеке привязанность к Господу. Вот почему Шрила Прабхупада подчеркивает, что -недостаток благочестия влечет отсутствие твердой веры в Господа.