Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 11. Всеобщая история

Глава 10. Природа кармической деятельности

Текст: 1

ШБ 11.10.1
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
майодитешв авахитах̣
сва-дхармешу мад-а̄ш́райах̣
варн̣а̄ш́рама-кула̄ча̄рам
ака̄ма̄тма̄ сама̄чарет

Пословный перевод

ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча — Верховный Господь сказал; майа̄ — Мной; удитешу — сказанное; авахитах̣ — с великим тщанием; сва-дхармешу — в обязанностях, связанных с преданным служением Господу; мат-а̄ш́райах̣ — тот, кто считает Меня своим прибежищем; варн̣а-а̄ш́рама — ведическая система деления общества на сословия и уклады жизни; кула — общества; а̄ча̄рам — поведение; ака̄ма — свободный от материальных желаний; а̄тма̄ — такой человек; сама̄чарет — должен осуществлять.

Перевод

Верховный Господь сказал: Полностью приняв Мое покровительство и, согласно Моим наставлениям, тщательно сосредоточив свой ум на преданном служении Господу, человек должен жить, ничего не желая для себя, и следовать принципам варнашрамы — системы деления общества на сословия и уклады жизни.

Комментарий

В предыдущих главах Господь Кришна на примере истории о брахмане-авадхуте описал качества и признаки святого человека. Теперь Господь описывает практические методы, благодаря которым человек может взрастить в себе эти возвышенные качества. В «Панчаратре» и других священных писаниях Личность Бога дает наставления о том, как совершать преданное служение. В «Бхагавад-гите» (4.13) Господь говорит: ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇ гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣ — «Это Я создал варнашраму». В системе варнашрамы существует бесчисленное количество правил, и вайшнавы должны следовать тем из них, которые не противоречат преданному служению. Слово варна указывает на разные категории людей, одни из которых находятся под влиянием гуны невежества, другие — под влиянием гуны страсти, а третьи — под влиянием гуны благости. Преданное служение Господу протекает на уровне освобождения, поэтому некоторые наставления, адресованные людям, которые подвержены влиянию страсти и невежества, будут несовместимы с регулирующими принципами для освобожденных душ. Учитывая вышесказанное, человек под руководством истинного духовного учителя, который неотличен от Господа, должен следовать общим принципам варнашрамы и делать это так, чтобы развитие его сознания Кришны не пострадало.