Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 12. Век деградации

Глава 11. Краткое описание Маха-Пуруши

Текст: 20

ШБ 12.11.20
анапа̄йинӣ бхагаватӣ
ш́рӣх̣ са̄кша̄д а̄тмано харех̣
вишваксенас тантра-мӯртир
видитах̣ па̄ршада̄дхипах̣
нанда̄дайо ’шт̣ау два̄х̣-стха̄ш́ ча
те ’н̣има̄дйа̄ харер гун̣а̄х̣

Пословный перевод

анапа̄йинӣ — неразлучная спутница; бхагаватӣ — богиня процветания; ш́рӣх̣ — Шри; са̄кша̄т — непосредственно; а̄тманах̣ — внутренней природы; харех̣ — Господа Хари; вишваксенах̣ — Вишваксена; тантра-мӯртих̣ — как олицетворение Тантр; видитах̣ — известен; па̄ршада-адхипах̣ — главный из Его личных спутников; нанда-а̄дайах̣ — Нанда и другие; ашт̣ау — восемь; два̄х̣-стха̄х̣ — стражников; ча — и; те — они; ан̣има̄-а̄дйа̄х̣ — анима и другие мистические совершенства; харех̣ — Верховного Господа; гун̣а̄х̣ — качества.

Перевод

Богиня процветания Шри, которая никогда не покидает Господа, приходит вместе с Ним в этот мир как Его олицетворенная внутренняя энергия. Вишваксена, главный из близких спутников Господа, — олицетворение «Панчаратры» и других тантр. Восемь привратников Господа во главе с Нандой — это Его мистические совершенства, начиная с анимы.

Комментарий

Как пишет Шрила Джива Госвами, богиня процветания — изначальный источник всех материальных богатств. Материальной природой непосредственно управляет низшая энергия Господа, махамайя, тогда как богиня процветания — Его внутренняя, высшая энергия. Тем не менее все великолепие, присущее даже низшей энергии Господа, берет начало в высшем, духовном великолепии богини процветания. В «Шри Хаяширша-панчаратре» утверждается:

парама̄тма̄ харир девас
тач-чхактих̣ ш́рӣр иходита̄
ш́рӣр девӣ пракр̣тих̣ прокта̄
кеш́авах̣ пурушах̣ смр̣тах̣
на вишн̣уна̄ вина̄ девӣ
на харих̣ падмаджа̄м̇ вина̄

«Высшая Душа — это Господь Хари, а Его энергию знают в этом мире под именем Шри. Богиню Шри называют пракрити, а Верховного Господа Кешаву — пурушей. Эта богиня никогда не появляется без Него, и также Он никогда не приходит без нее».

В «Шри Вишну-пуране» (1.8.15) говорится:

нитйаива са̄ джаган-ма̄та̄
вишн̣ох̣ ш́рӣр анапа̄йинӣ
йатха̄ сарва-гато вишн̣ус
татхаивейам̇ двиджоттама̄х̣

«Она вечная мать вселенной, богиня процветания, супруга Господа Вишну, которая никогда не разлучается с Ним. О лучший из брахманов, подобно Господу Вишну, она присутствует повсюду».

В той же «Вишну-пуране» (1.9.140) есть следующее утверждение:

эвам̇ йатха̄ джагат-сва̄мӣ
дева-дево джана̄рданах̣
авата̄рам̇ каротй эва
татха̄ ш́рӣс тат-саха̄йинӣ

«Когда Господь мироздания, Бог богов, Джанардана, нисходит в этот мир, вместе с Ним сюда приходит и Его супруга, богиня процветания».

В «Сканда-пуране» говорится об абсолютно духовной природе богини процветания:

апарам̇ тв акшарам̇ йа̄ са̄
пракр̣тир джад̣а-рӯпика̄
ш́рӣх̣ пара̄ пракр̣тих̣ прокта̄
четана̄ вишн̣у-сам̇ш́райа̄
там̇ акшарам̇ парам̇ пра̄хух̣
паратах̣ парам акшарам
харир эва̄кхила-гун̣о ’пй
акшара-трайам ӣритам

«Эта природа, которая проявляется в форме материального мира, непогрешима и занимает низшее положение. Богиню же процветания называют высшей природой. Она представляет собой чистое сознание, пребывающее под защитой Самого Господа Вишну. Про нее говорят, что она — высшее непогрешимое существо, однако величайшее из всех непогрешимых существ — Сам Господь Хари, изначальный обладатель всех трансцендентных качеств. Так описывают три непогрешимые категории».

Иначе говоря, хотя низшая энергия Господа неистощима и действует безупречно, ее способность проявлять временное, иллюзорное материальное великолепие существует лишь по милости внутренней энергии — богини процветания, супруги Верховного Господа.

В «Падма-пуране» (Уттара-кханда, 228.13–15) перечисляются восемнадцать привратников, охраняющих вход в обитель Господа. Их имена: Нанда, Сунанда, Джая, Виджая, Чанда, Прачанда, Бхадра, Субхадра, Дхата, Видхата, Кумуда, Кумудакша, Пундарика, Вамана, Шанкукарна, Сарванетра, Сумукха и Супратиштхита.