Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 4. Творение четвертого уровня

Глава 21. Наставления Махараджи Притху

Текст: 21

ШБ 4.21.21
ра̄джова̄ча
сабхйа̄х̣ ш́р̣н̣ута бхадрам̇ вах̣
са̄дхаво йа иха̄гата̄х̣
сатсу джиджн̃а̄субхир дхармам
а̄ведйам̇ сва-манӣшитам

Пословный перевод

ра̄джа̄ ува̄ча — царь начал говорить; сабхйа̄х̣ — обращаясь к женщинам и мужчинам; ш́р̣н̣ута — выслушайте, пожалуйста; бхадрам — удача; вах̣ — ваша; са̄дхавах̣ — все великие души; йе — которые; иха — здесь; а̄гата̄х̣ — присутствуют; сатсу — благородным людям; джиджн̃а̄субхих̣ — пытливый человек; дхармам — религиозные принципы; а̄ведйам — должны быть представлены; сва-манӣшитам — в чьем-либо изложении.

Перевод

Царь Притху сказал: О благородные члены этого собрания, пусть вам всегда сопутствует удача! О великие души, явившиеся сюда, прошу вас внимательно выслушать мою молитву. Тот, кто действительно ищет истину, обязан представить свои выводы собранию благородных душ.

Комментарий

Особенно важным в этом стихе является слово са̄дхавах̣, «все великие души». У великого и знаменитого человека часто бывает много врагов. Ими, как правило, становятся беспринципные и неразборчивые в средствах люди, ибо материалисты по натуре очень завистливы. В любом собрании встречаются разные люди, и, поскольку Притху Махараджа был великой личностью, нетрудно предположить, что некоторые из собравшихся были враждебно настроены по отношению к нему, хотя и не показывали этого. Однако присутствие завистников не беспокоило Махараджу Притху — прежде всего он обращался к честным и благородным людям. Вместе с тем, обращаясь к собравшимся, он говорил с ними не как царь, чьи приказы должны беспрекословно исполняться. Напротив, он хотел смиренно изложить свои доводы собранию великих мудрецов и святых. Будучи императором всего мира, Махараджа Притху мог навязать им свою волю, но он был таким смиренным, скромным и прямодушным человеком, что вместо этого решил изложить собравшимся свои выводы, чтобы они подтвердили или опровергли их. Все живые существа в материальном мире обусловлены гунами материальной природы и потому обладают четырьмя недостатками. Махараджа Притху был исключением из этого правила, но, несмотря на это, он, словно обыкновенный обусловленный человек, стал излагать свои заключения великим душам, мудрецам и святым, присутствовавшим в этом собрании.